DesigNet.RU
Rambler's Top100
Выставки, Фестивали
Семинары, лекции
Новинки дизайна
Лента новостей
Встречи, тусовки
контакты
реклама
о проекте


Команда Designet: наши проекты
Команда Designet: наши проекты
Друзья Designet:
Design-management
Projector-magazine
Дизайн-лекторий
ContestMakers
Simplex Noise
ProjectNext
УралГАХА
Profi2profit
Cardesign
Monitor
eazzy
Kak

НОВИНКИ ДИЗАЙНА

01 августа 2007

Знак рубля. Попытка анализа от Юрия Гордона

Комментариев: 11Добавить свой комментарий
Ю. Гордон

Знак рубля. Попытка анализа.

 

1. Зачем он нужен

Для упрощения визуальной коммуникации*, экономии места и времени.

*Для широкого круга читателей необходимо будет расшифровать это понятие и рассказать о связи визуальной культуры с развитием общества. Можно также упомянуть об отсталости визуальной культуры в России и полном непонимании ее значения обществом и властью.

Принятие знака рубля необходимо:
а) для упрощения внутренней коммуникации.
б) для перехода на мировые стандарты визуальной культуры.

Основное назначение знака - техническое. Важно помнить, что вводится наборный знак, буква, а не новый герб России. Однако и о национальной принадлежности знака забывать не стоит. Он должен стать одним из элементов российской (в частности, русской) визуальной самоидентификации.

Важно! Мы не пытаемся создать идеальный, в частности, идеально красивый знак. Единственное безусловное требование к нему - удобство использования, запоминания, воспроизведения. Эстетические качества знака должны проявиться, с одной стороны, как следствие формального удобства, с другой - как результат работы шрифтовых дизайнеров, воплощающих исходную графему в конкретный шрифт.


2. Что есть сейчас

В России существует несколько способов обозначить собственную валюту.

Два официально принятых:
а) сокращение «руб.» (общепонятное, но слишком длинное);
б) сокращение «р.» (понятное и привычное, но уступающее в графической выразительности принятым знакам мировых валют, к тому же неудобное во многих случаях, так как содержит два знака, а не один);
и народный:
в) прочерк после суммы «-» (знак, понятный только нам, графически невыразительный; его невозможно применять в наборе из-за сходства со знаками препинания и математическими знаками).


3. Технические требования к знаку

1) Простота графики.

2) Отличие от других знаков письма, принятых в основных шрифтовых системах, прежде всего в кириллической и латинской.

3) Интуитивная понятность представителю русскоязычной культуры. Знак вводится прежде всего во внутренний оборот, поэтому важнее, чтобы его правильно восприняли россияне, чем иностранцы.

4) Удобство писания от руки (помимо прочего, моторное запоминание - самое быстрое и надежное).

5) Односоставность. Знак, состоящий из одной графемы, быстрее считывается и как правило занимает меньше места. Односоставный, нелигатурный знак проще интегрируется в табличный набор, исключительно важный в данном случае.

6) Шрифтонезависимость. Вводится в обиход символ, графема, а не знак конкретного шрифта. Знак обязан поддаваться трансформации для включения в любой шрифт.

7) Равномерная плотность. Отсутствие перегруженных штрихами зон, слишком мелких, необязательных штрихов. Эти параметры приобретают решающее значение в мелкокегельном наборе. Знак не должен заплывать в четвертом кегле текстового шрифта.

8) Ширина не больше, чем у самой широкой цифры (0). Важный параметр: в наборных шрифтах знаки валют делаются в ширину цифр для упрощения табличного набора.

9) Интуитивная понятность иностранцу, знакомому с латиницей.

10) [желательно] Наличие «фишки», легкой необычности в пределах нормы, способствующей запоминанию и распознаванию.

 


4. Анализ наиболее соответствующих техническим требованиям эскизов

Знаки нарисованы от руки, небрежно, чтобы ослабить влияние эстетической составляющей.


Эскиз I

 

Описание: русская Р, перечеркнутая ниже полуовала горизонтальным штрихом или двумя штрихами. Нижняя часть полуовала может переходить в перечеркивание (1).

Плюсы:
а) простота графики
б) визуальное родство с имеющимися знаками валют.
в) достаточное различие с буквой Р.
г) достаточное сходство с буквой Р.
д) интуитивная понятность русскоязычному человеку
е) удобство на письме (не считая верхнего перечеркивания)
ж) нормальная ширина знака.
з) нормальная плотность штрихов (кроме вар. 3)

Минусы:
а) иностранец прочитает знак как латинскую П. Наша валюта, соответственно - Публь, Puble. [Впрочем, неплохое название. В переводе с кухонной латыни «народный». А вовсе не «путинский рубль», как все подумали].
б) искусственный жест - верхнее перечеркивание (вар. 1). На письме либо исчезнет, либо будет смотреться как неряшливый штрих (см. 4).
в) некоторая переплотненность в вар. 3.
г) в варианте 2 прочитывается крест.

Вывод: наиболее естественным представляется вариант 2. Интересен также вариант 1, имеющий неудобную странность, увеличивающую оригинальность знака.


Эскиз II

 

Описание: русская Р с вертикальным штрихом, перечеркнутым внутри полуовала одним или двумя горизонтальными штрихами.

Плюсы:
а) простота графики
б) визуальное родство с имеющимися знаками валют.
в) достаточное различие с буквой Р.
г) достаточное сходство с буквой Р.
д) интуитивная понятность русскоязычному человеку
е) удобство на письме
ж) нормальная ширина знака.

Минусы:
а) иностранец прочитает знак как латинскую П (см. прим. к Эскизу I).
б) перечеркивающий штрих мелок.
в) пространство внутри полуовала перегружено.
г) на письме будет перечеркиваться вся буква, получится крест на Р (см. рис. 5, слева).


Эскиз III

 

Описание: Латинская заглавная R с вертикальным штрихом, перечеркнутым внутри полуовала одним или двумя горизонтальными штрихами.

Плюсы:
а) простота графики
б) визуальное родство с имеющимися знаками валют.
в) достаточное различие с буквой R.
г) достаточное сходство с буквой R.
д) интуитивная понятность человеку, знакомому с латиницей
е) нормальная ширина знака.

Минусы:
а) для обычного россиянина выглядит, как чужой, иностранный знак. Стоит поставить значок рядом с цифрами, становится понятной странность его в ларьке у метро, провинциальном магазине, не говоря уж о сельпо. Сразу видно, насколько традиционалистской, неразвитой, закрытой является наша визуальная культура. Мы не в Европе, мы в собственной сакле.
б) знак перенасышен штрихами.
в) на письме будет перечеркиваться вся буква.
г) перечеркивающий штрих мелок.


Эскиз IV

 

Описание: Латинская заглавная R, у которой правая нога выполнена в виде двух диагональных штрихов, перечеркивающих вертикальный. Или русская Р, превращенная в подобие латинской R двумя диагональными перечеркиваниями в нижней части ноги.

Плюсы:
а) простота графики
б) визуальное родство с имеющимися знаками валют.
в) достаточное различие с буквой R.
г) достаточное сходство с буквой R.
д) интуитивная понятность человеку, знакомому с латиницей
е) нормальная ширина знака.

Минусы:
а) для обычного россиянина выглядит, как чужой, иностранный знак. (см. минусы, пункт«а» Эскиза III).
б) неудобство на письме. Написав R, задумываешься, где бы ловчее ее перечеркнуть, и перечеркиваешь где придется (см. рис. 4)
в) знак кажется искусственным, придуманным, а не выросшим из буквы.
г) перечеркивать направо вниз не очень удобно.


Эскиз V

 

Описание: Латинская заглавная R, у которой вместо основного вертикального штриха - один или два дополнительных, перечеркивающих правую часть знака.

Плюсы:
а) простота графики
б) визуальное родство с имеющимися знаками валют.
в) достаточное различие с буквой R.
г) достаточное сходство с буквой R.
д) интуитивная понятность человеку, знакомому с латиницей
е) нормальная ширина знака.

Минусы:
а) для обычного россиянина выглядит, как чужой, иностранный знак. (см. минусы, пункт«а» Эскиза III).
б) на письме знак становится похожим на двойку или перевернутый знак доллара.
в) замена вертикали на перечеркивания остроумна, но разрушает букву. Это будет очевидно при конструировании знака реального шрифта.


Эскиз VI

 

Описание: Знак похож одновременно на русскую Р и на перевернутый знак параграфа. Обращенный вправо полуовал перечеркнут двумя вертикальными дополнительными штрихами.

Плюсы:
а) простота графики
б) визуальное родство с имеющимися знаками валют.
в) некоторое сходство с русской буквой Р.

Минусы:
а) на письме знак превращается в латинскую D.
б) иностранец прочитает знак в наборе как латинскую П (см. прим. к Эскизу I), а в скорописи как латинскую Д.
в) [необязательное] у типографа знак вызывает устойчивую ассоциативную связь: «в начале был абзац».


Вывод.
Из рассмотренных эскизов первый мне представляется наиболее подходящим к нынешней ситуации в отечественной визуальной культуре и сознании сограждан.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОБСУЖДЕНИЕ

  4.8.2007 |
не один из эскизов не приглянулся (( особенно ненравится перечеркивание - напоминает иероглифы, какая уж тут нац. культура (разве что с рассчетом на будущее ((((
Почему бы не оставить просто "Р" без точки ? )
http://aycu17.webshots.com/image/23696/2001652590357600697_rs.jpg
  4.8.2007 |
ну честно говоря перечеркивание характерный элемент в славянском пиьсме...это то что до кириолла и мефодия было!) Письмо предстваляло собой черты и резы, а не эту хрень то что сейчас с алфавитом сделали.
  6.8.2007 |
Проедлагаю перевернутое вверх ногами и повернутое затем в горизонтальной плоскости на пол-обоорота &
  • 7.8.2007 |
    Или скрипичный ключ поворачиваем на 180 градусов в его плоскости. Приблизительно то же самое, но так понятнее :)
  16.8.2007 |
К сожалению хорошего знака пока нет.
Предлагаю продолжить поиски.
Куда торопимся? Ведь это же навсегда!
  • 9.1.2008 |
    Вполне приемлемый знак - http://znakrublja.wordpress.com/
  30.9.2007 |
Мне представляется наиболее привлекательным эскиз IV. Попробовав несколько раз написать знак, очень быстро привыкаешь. Пишешь R и добовляешь еще одну кривую, задумываться не надо. Видно, что это русская Р.
Но почему зациклились на букве Р. Разве знак $ (доллара) напоминает D. А евро чисто русская буква Э.
  30.9.2007 |
Предлагаю вариант. Буква О или цифра 0, ближе к левому боку (одна черта по левому боку вторая рядом слева) перечеркнатая двумя наклонными, в право, параллельными вертикальными чертами. Получается такая буква Р с наклоненной вправо короткой ногой состоящей из двух черточек.
Плюсы:
а) простота графики
б) визуальное родство с имеющимися знаками валют.
в) достаточное различие с буквой Р.
г) достаточное сходство с буквой Р.
д) нормальная ширина знака.
е) перечеркивать сверху вниз с наклоном в право очень удобно.

  11.10.2007 |
А поче му бы твердый знак не попользовать для этих целей Ъ - и национально и Рубъ отражает
  9.1.2008 |
Практически всем критериям Юрия Гордона соответствует знак, предлагаемый на http://znakrublja.wordpress.com/ .
  • 12.7.2008 |
    Дополнения и обсуждения знака, предложенного на http://znakrublja.wordpress.com/ -

    http://znakrublja.narod.ru
    http://medvedev-da.ru/forum.php?PAGE_NAME=read&FID=3&TID=53&MID=s&PAGEN_1=1

Возможность добавления комментариев к публикации закрыта



В ТЕМУ

20 мая 2014

Autodesk представляет свой собственный 3D-принтер и программную платформу Spark для 3D-печати

Autodesk объявляет о выпуске двух продуктов: открытой программной платформы 3D-печати Spark и свой собственный 3D-принтер, призванный стать эталонным устройством для Spark.   далее

События » Новинки дизайна

31 октября 2013

Наши едут в Милан на Salone Satellit

Светильник из гофрокартонна, разработанный Wishnya совместно с Simplex Noise, занял второе место на Salone Satellite и поедет в Милан 2014.   далее

События » Лента новостей

30 августа 2012

Cisitalia 202 E от выпускников IED
Cisitalia 202 E от выпускников IED

Пока идет московский автосалон, небольшой рассказ, как выпускники итальянского института IED в рамках учебного проекта сделали и представили в Женеве полноразмерную модель легендарного автомобиля Cisitalia 202 Coupé Sport. Что у нас такого нет говорить не приходится, ведь даже в мировом масштабе представление концепт-кара на автосалоне от дизайн-школы - уникальный прецендент, присущий только Европейскому Институту Дизайна.  далее

Образование » Взгляд изнутри

14 декабря 2011

Космокорабль "Русь" от Пирожкова | 1

Не побоимся этого слова - эксклюзивный - репортаж о разработке дизайна нового российского пилотируемого космического корабля "Русь", показанного на прошедшем в августе авиакосмическом салоне МАКС. Часть материалов предоставил автор - Владимир Пирожков, часть - интернет.  далее

События » Новинки дизайна

24 ноября 2011

Презентация книги о старейшей Санкт-Петербургской школе дизайна, легендарной «Мухе»

Издание «Муха» — это беспрецедентный для России проект, впервые столь полно рассказывающий об истории основания и развития советской школы дизайна и становления самой профессии дизайнер. Издание книги приурочено к 135 летию легендарного Училища технического рисования барона Штиглица. Презентация - 1 декабря в Доме Архитектора, в 18-00, СПб.  далее

События » Новинки дизайна

КОНКУРСЫ

СОБЫТИЯ

самые актуальные

ГЛАВНОЕ

самое актуальное

01.01.2016

Designet уходит в Facebook

23.12.2015

QUANTUM STUDIO – дизайн-пространство нового поколения

20.11.2015

Архитектура и обмен. В Петербурге прошли Дни финской архитектуры

17.11.2015

Натуралист. Российские предметные дизайнеры в новом кураторском проекте, Спб

17.11.2015

МОДУЛОР 2015: вести с полей + победители биеннале

12.11.2015

Премия в области современного искусства Arte Laguna: прием заявок продолжается – до 12 декабря

| контакты | реклама | о проекте | войти |