DesigNet.RU
Rambler's Top100
Интервью
Проекты
Аналитика
История
Персоналии
Личный взгляд
Законы, Документы
New product design & development
Designet на [kAk)е
контакты
реклама
о проекте


Команда Designet: наши проекты
Команда Designet: наши проекты
Друзья Designet:
Design-management
Projector-magazine
Дизайн-лекторий
ContestMakers
Simplex Noise
ProjectNext
УралГАХА
Profi2profit
Cardesign
Monitor
eazzy
Kak

АНАЛИТИКА

02 декабря 2010

Революция в Политехническом

Комментариев: 4Добавить свой комментарий

В Политехническом музее, за модернизацию которого сейчас отвечает «Роснано», свершается управленческая революция. Команде нового гендиректора, который называет себя кризис-менеджером, предстоит вытащить Политехнический из кризиса и превратить в современный музей науки и технологий.

Музей не менялся десятилетиями, пока на него не обратил внимание глава «Роснано» Анатолий Чубайс. В 2009 г. госкорпорация учредила некоммерческий фонд развития музея. В интервью Чубайс говорил, что Политехнический имеет для страны особое значение и он лично заинтересован, чтобы музей стал «современнее и человечнее»: «Это совершенно беспрецедентный музей<...> потрясающая история, о которой никакой Силиконовой долине и мечтать не приходится».

С подачи «Роснано» в дело вмешался президент Медведев, поручив сотрудникам музея написать новую концепцию его развития. А нынешним летом Министерство образования и науки освободило от занимаемой должности 74-летнего Гургена Григоряна, руководившего музеем 24 года. Сотрудники написали письмо президенту: они были возмущены не только отставкой, но и вмешательством «Роснано» в управление музеем. В официальном сообщении Политехнического для прессы говорилось, что «Роснано» стремится «освоить историческое здание в центре столицы». «Роснано» в ответном заявлении назвала это обвинение «абсурдным и безосновательным».

images: image_1

Кризис управления

В августе 2010 г. в музее появился гендиректор помоложе — 69-летний профессор Борис Салтыков, который в 1991-1996 гг. был министром науки и технического развития. К моменту его назначения у музея накопилось слишком много проблем. По своему жанру он застыл в 80-х, сказал Салтыков в беседе с «Ведомостями». «Экспозиции не хватает интерактивности, новых технологий, в музее нет маркетинга и других важных служб, на которых держатся бренды известных музеев мира», — уверен Алексей Лебедев, заведующий лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии. Статистика посещений тоже не впечатляет: чуть более 400 000 человек в год. По данным издания The Art Newspaper, в 2008 г. Московский Кремль посетило 1,727 млн человек, Третьяковскую галерею — 1,389 млн, Музей имени Пушкина — 1,100 млн (данные самого музея), Эрмитаж в Санкт-Петербурге — 2,359 млн человек.

«Музей находится, мягко говоря, в аварийном состоянии: капитального ремонта не было 50 лет, — объясняет Андрей Трапезников, председатель попечительского совета фонда развития Политехнического музея. — Экспонируется только 13% коллекции, ежегодно обновляется не более 10% экспонатов».

Главные причины плачевного состояния музея, по мнению Лебедева, — неэффективное управление и, как следствие, крайне скудное финансирование в последние годы.

images: image_2

Бизнес-инъекция

В сентябре в результате лоббирования «Роснано» подтянулись и государственные деньги — правительство постановило выделить на модернизацию музея 7,2 млрд руб. Она должна закончиться в 2016 г. Для этого Политехнический планируют закрыть в 2013 г. примерно на два года — совсем либо оставить работающими некоторые отделы. Обсуждается вопрос строительства еще одного здания для хранения музейных коллекций.

За 2009-2010 гг. «Роснано» инвестировала в Политехнический 45 млн руб. собственных средств, в дальнейшем планирует привлекать частные инвестиции, рассказал Трапезников. Деньги потрачены в основном на организацию тендера, в котором приняли участие 12 зарубежных и две российские компании — проектировщики музеев. Выиграла тендер британская компания Event Communications, участвовавшая в модернизации Музея науки в Глазго. К началу следующего года британцы должны подготовить архитектурно-концептуальный проект, который затронет всю содержательную часть музея, под ключ. «Мы думали, что проект в Шотландии был грандиозным по масштабам, но, изучив ситуацию в Политехническом, поняли, что это была всего лишь разминка перед работой в России», — замечает Эстер Дагдейл, креативный директор Event Communications. Услуги британских консультантов обойдутся фонду в 300 000 евро, рассказал Салтыков.

Управленческую модель обновленного музея создает Ernst & Young, причем консультанты работают бесплатно. Вчера консультанты обеих компаний встретились в здании музея на Новой площади и договорились координировать разработки. Чтобы создать рекомендации для Политехнического, консультанты проанализировали опыт 11 лучших технологических музеев мира, например «Эксплораториума» в Сан-Франциско, Национального музея науки и промышленности в Лондоне, рассказал Денис Камышев, партнер Ernst & Young. Их отличает три важных особенности, объясняет консультант. Первое: у них всевозрастная аудитория. Второе: эти музеи обучают через интерактивное взаимодействие (например, в суперсовременном «Дойче музеуме» в Мюнхене есть зал, демонстрирующий анатомию человека: посетитель оказывается внутри организма, переходит по коридорам-артериям, видит, как функционируют органы). И, наконец, третье: это музеи не только прошлых достижений — они нацелены в будущее и демонстрируют новейшие достижения науки и технологий. При этом до 60-70% бюджета лучшие музеи генерируют сами: 40-45% приходится на музейный ритейл, лекции и семинары, а остальное — прямые доходы музея от продажи билетов и абонементов.

images: image_3

Новые люди

«Я увидел в этом вызов и огромную ответственность», — говорит Борис Салтыков о своей новой должности. Сразу пришлось произвести кадровые перестановки: уволил замгендиректора по науке Лидию Кожину и нескольких сотрудников, отвечавших за работу лектория. Салтыков говорит, что прежний уровень мероприятий его не устраивал: «Разве что цыган с медведями не было!»

С сентября лекторием руководит Иван Боганцев, окончивший Лондонскую школу экономики по специальности «история и философия науки». По его словам, раньше в лектории работало около 40 человек. Число сотрудников будет сокращено до 7-10. А принципы работы лектория уже изменилась. От длинных курсов отказались и сделали ставку на ярких лекторов — известных ученых, бизнесменов, общественных деятелей. Структура лекций теперь такова: 60% составляют естественно-научные темы( например, проводимые совместно с Intel, — о создании микропроцессоров, о клеточной биологии, об исследованиях работы мозга), 30% — социально-научные, 10% — общественно-политические дискуссии. Например, профессора РЭШ, в том числе Сергей Гуриев, читают курс «Экономика: просто о сложном». В партнерстве с Полит.ру постоянно поднимаются политические темы. 23 ноября пройдет диспут о будущем журналистики, в котором примут участие Леонид Парфенов и Маттиас Мюллер фон Блуменкорн, главный редактор немецкого журнала «Шпигель».

images: image_4

Мамонту не повезло

Конкурс среди проектировщиков музеев отсеял российских консультантов, в том числе лабораторию музейного проектирования, которую возглавляет Алексей Лебедев. «Иностранные проектировщики уже делали разработки для российских музеев, но пока нет ни одного успешно реализованного проекта», — говорит он. В 2007 г. американская студия Leeser Architecture выиграла конкурс на разработку концепции Музея мамонта в Якутии, но дальше концептуального проекта дело не пошло. В том же году известный австрийский музеолог Дитер Богнер разработал концептуальное техническое задание для конкурса на строительство нового здания Пермской художественной галереи. Архитектурный конкурс состоялся, есть проект-победитель, но за три года строительство нового здания так и не началось, перечисляет Лебедев.

Музеи консервативны по сути и всегда сопротивляются изменениям, напоминает Галина Андреева, исполнительный директор Российского комитета международного совета музеев. Но в мире есть примеры преодоления такой негибкости, когда менеджменту музеев удавалось «подружить» традиции с инновациями, добавляет она. Получится ли это у новой команды Политехнического?.


Елена Горелова
Ведомости

18.11.2010, 218 (2736)

Источник: http://www.vedomosti.ru/

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОБСУЖДЕНИЕ

  3.12.2010 |  |
Воообще музеи скучны и отталкивают...... Исторический Музей на Красной Площади.........весьма непрезентабелен внутри...хотя вы увидите там сногсшибательные вещи. Например там где Вы родились, жили ещё до пирамид. Самый ужас в том, что Храм Василия Блаженного, растирожирован по миру, его знают все и везде, а внут ... показать все
  3.12.2010 |  |
к стате и по телефону сотрудники этого музея весьма несведующи и политесами не блещут.........
  3.12.2010 |  |
Что касается содержимого не снаружи кремлёвской стены , а внутри.
То тут просто море восхищения......потому что ничего особенного нет
а восторг души есть. И человек этим заведующий с большими искренними глазами не мог сделать иначе. Это дочь Гагарина, у которой на лице светится всё....возвышенное.

А среди музеев.....конечно самый не замшелый Пушкинский...и деректор его , - доказательство наглядное , что не в возрасте дело
  9.12.2010  |  |
если за дело реконструкции Политехнического музеч вялся Роснано - Чубайс, то жди какого-нибудь подвоха........проверено многократно...

Возможность добавления комментариев к публикации закрыта



В ТЕМУ

22 октября 2011

Репортаж по итогам Moscow Design Week 2011, часть 2

В этой части содержится все лучшее, что было найдено нами в течение Недели. С большим количеством фотографий.  далее

Контекст » Аналитика

18 октября 2011

Moscow Design Week 2011
Репортаж по итогам Moscow Design Week 2011, часть 1

Moscow Design Week 2011, организаторы которой заранее анонсировали еще более звездный состав участников, чем в первый раз, состоялась. Делимся наблюдениями, впечатлениями и выводами: что ожидали, что получили, а чего так и не нашли. В двух частях с эпилогом.   далее

Контекст » Аналитика

25 февраля 2011

Интервью с Сергеем Смирновым об исследовании дизайн-трендов для компании LG.
Исследование дизайн-трендов для компании LG. Интервью с Сергеем Смирновым

Интервью с Сергеем Смирновым об исследовании дизайн-трендов для компании LG. - "Цели проекта были вполне конкретными – не просто рассказать о тайнах русской души, а фактически представить дизайн-стратегию компании LG на российском рынке и разложить ее по точным цветам, материалам и фактурам".  далее

Контекст » Аналитика

04 февраля 2011

Итоги исследования Brunel University: Будущее дизайн-консалтинговых компаний.  | 4

Британские исследователи попытались определить будущее, к которому идут дизайн-консалтинговые компании и студии в области промышленного дизайна. Профессор Brunel University Джон Боулт обратился в 10 таких компаний, расположенных в США и Великобритании с целью определить перспективы развития услуг этих компаний и бизнеса в целом.  далее

Контекст » Аналитика

15 декабря 2010

Материалы с конференции
1. О дизайнерском образовании. Материалы с конференции "Инновационный потенциал дизайна" | 1

Публикуем выступления "людей в теме" с конференции "Инновационный потенциал дизайна", прошедшей 15 сентября в рамках "Дней дизайна в Москве". Расшифровка стенограмм предоставлена Сергеем Ивановичем Серовым. Выступления в первой части: Анна Жирякова, Московский институт электронной техники в Зеленограде. Вероника Барышева, МГХПУ им. Строганова. Ирина Карцхия, ректор негосударственного учебного заведения "Институт дополнительного профессионального образования, «Школа дизайна и эстетики». Дмитрий Черепков, компания «NAYADA», производитель офисной мебели и перегородок. Ахтунг! Много букв, неподготовленным не читать!  далее

Контекст » Интервью

КОНКУРСЫ

СОБЫТИЯ

самые актуальные

ГЛАВНОЕ

самое актуальное

01.01.2016

Designet уходит в Facebook

23.12.2015

QUANTUM STUDIO – дизайн-пространство нового поколения

20.11.2015

Архитектура и обмен. В Петербурге прошли Дни финской архитектуры

17.11.2015

Натуралист. Российские предметные дизайнеры в новом кураторском проекте, Спб

17.11.2015

МОДУЛОР 2015: вести с полей + победители биеннале

12.11.2015

Премия в области современного искусства Arte Laguna: прием заявок продолжается – до 12 декабря

| контакты | реклама | о проекте | войти |