DesigNet.RU
Rambler's Top100
Интервью
Проекты
Аналитика
История
Персоналии
Личный взгляд
Законы, Документы
New product design & development
Designet на [kAk)е
контакты
реклама
о проекте


Команда Designet: наши проекты
Команда Designet: наши проекты
Друзья Designet:
Design-management
Projector-magazine
Дизайн-лекторий
ContestMakers
Simplex Noise
ProjectNext
УралГАХА
Profi2profit
Cardesign
Monitor
eazzy
Kak

АНАЛИТИКА

21 декабря 2009

6 новых реалий творческой работы в 2009-м

Комментариев: 1Добавить свой комментарий

Под таким заголовком ресурс Coroflot* опубликовал обзор доходов дизайнеров со всего света за текущий год. Исследование получилось достаточно детальным и как нельзя лучше подводит итоги года 2009-го, года сложного и показательного во многих отношениях. Понятно, что год не был легким – взять хотя бы безвременную кончину I.D. Magazine – ведущего издания, ориентированного на профессиональную аудиторию дизайнеров всех направлений. Издания, выходившего в свет с 1954 года и служившего ориентиром как для профессионалов, так и для коллег-журналистов. Надеемся все же, что это явление временное, и редакция I.D. все-таки порадует нас очередным выпуском.

Разумеется, первое, что отмечают исследователи – падение уровня зарплат дизайнеров по всем направлениям. Однако, как ни странно, они склонны к оптимистичным оценкам. Так, например, реальные доходы в новых динамично развивающихся дизайн-центрах ЮАР и Китая выросли значительно, а в США стоимость жизни понизилась, что также привело к росту доходов в реальном выражении. Так что и там, по факту, зарплаты остались на прежнем уровне, есть даже небольшой рост – и это несмотря на стагнацию в экономике и падение уровня компенсаций в большинстве секторов производства. Что исчезает, так это заоблачные зарплаты в направлениях Интерактивный дизайн и Менеджмент в дизайне: бурно растущие с 2006 года доходы в этих сегментах наконец-то возвращаются на землю. Хотя, как видно по диаграмме, приведенной ниже, разрыв с остальными областями еще достаточно велик. Расценивать это как естественную и неизбежную коррекцию, либо же как размолвку между «миром бизнеса» и «миром дизайна» – зависит только от вашей точки зрения, однозначный вывод здесь дать сложно.

1. Помним: творческая работа ценна сама по себе

images: image_1

Как было сказано выше, добро пожаловать на Землю! Менеджмент и Интерактивный дизайн достигли половой зрелости, да подрастеряли блеск новизны и шарм исключительности. Безудержно растущие до сих пор суммы компенсационных пакетов упали впервые за последние 3 года. Тем не менее, работы по этим направлениям все еще оплачиваются лучше. С другой стороны, средние зарплаты в Вебе, Графике, Архитектуре, Интерьерах и Промышленном дизайне довольно близки друг к другу и показывают падение, хоть и не опускаются ниже 40’000 USD в год.

Заслуживает некоторых слов направление "Одежда и аксессуары" – средние значения там подскочили при отсутствии на то объективных причин. Квалификация сотрудников явно выше не стала. В 2008-м году бакалавров было 69%, магистров – 21% при общем числе респондентов от этого направления равном 121; в 2009-м году бакалавров стало 75% (+6%), магистров 16% (-5%), причем респондентов насчитывается уже 189 (+68) человек. То есть, налицо даже некоторое качественное ухудшение состава кадров.

Как мы видим, здесь нет единой тенденции: в каких-то отдельных областях доходы растут, в большинстве направлений – падают. Наверное, в погоне за длинным рублем не стоит забывать о том, что вы все-таки занимаетесь творчеством.

2. Опыт растет в цене

Конечно, наличие высшего образования является преимуществом во многих областях, но, тем не менее, именно опыт станет залогом более высокого заработка. Исключением являются разве что направления «Дизайн одежды» и «Дизайн интерьеров», где к тому же уровень заработка остается самым низким. Хоть специалисты со степенью «Кандидат наук» (PhD) и преуспели в некоторых областях, однако их доля в исследовании ничтожно мала (менее 0,6%), так что, наверное, не стоит принимать их в расчет.

Диаграмма зависимости зарплаты от опыта работы по направлениям:

images: image_2

Диаграмма зависимости зарплаты от квалификации (образования) по направлениям:

images: image_3

Диаграмма зависимости зарплаты от квалификации (образования) по должностям:

images: image_4

3. Преподавание бесценно

Когда дело доходит до формы занятости и зарплаты, то здесь может быть только одно обоснованное умозаключение – покинуть научное сообщество. Научная работа занимает последнее / предпоследнее место в шести из восьми рассматриваемых направлений по тому, какой процент специалистов остается работать в этой области. Консультанты стремятся получать столько же или даже больше, нежели их коллеги, работающие на фирмы. Вероятно, таким образом они компенсируют свою менее стабильную ситуацию с занятостью.

Специалисты в сфере интерактивного дизайна по-прежнему имеют самые высокие заработки в условиях независимой работы (фриланса) в отличие от большинства других дизайнеров. Впрочем, это преимущество несколько уменьшилось по сравнению с прошлым годом.

Диаграмма зависимости зарплаты от формата занятости по областям:

images: image_5

4. Внештатные сотрудники

Громкое событие в среде специалистов творческих профессий в 2009-м: корпоративные дизайн-студии активно отправляют персонал за дверь. Если в прошлом году лишь Веб дизайн был областью, где менее 60% сотрудников - штатные, то сейчас таковыми являются уже практически все направления за исключением, пожалуй, Моды и Менеджмента. Ряды фрилансеров и консультантов заметно пополнились. Вероятно, это произошло за счет беспрецедентно масштабного притока опытных специалистов после недавних увольнений.

Эта версия, кстати, подкрепляется и комментариями участников конференции Confab**, прошедшей в этом году. Консультанты столкнулись с невиданным доселе наплывом работы по части дизайна со стороны компаний, утративших способность решать такие задачи самостоятельно, силами собственных специалистов.

Диаграмма, отражающая форму занятости сотрудников по направлениям:

images: image_6

5. Трава зеленее к югу

Первые 30 стран (по доле респондентов, принявших участие в исследовании) продолжают прежнюю многолетнюю тенденцию: наиболее оплачиваемые специалисты работают в США, Европе и Австралии, однако высокая стоимость жизни в этих странах зачастую сводит все преимущества на нет. Так, например, швейцарские дизайнеры могут похвастаться впечатляющим средним доходом (73’000 USD / год), но вынуждены дорого платить за эту привилегию.

Доходы, скорректированные «Индексом Биг-Мака»*** по-прежнему ставят Гонконг, Австралию и Новую Зеландию в первую пятерку. Однако, в этом году они попали в одну компанию с двумя намного более «дешевыми» странами – ЮАР, которая поднялась с 6-го на 4-е место, и Китаем, чьи представители рванули с прошлогоднего среднегодового дохода (также скорректированного по BMI) в 50’000 USD до нынешних 74’000 USD, таким образом прочно закрепившись на 2-ой строчке.

Покупательская способность:

images: image_7

6. По крайней мере, ваши ручки и маркеры дешевеют

Причем, что самое примечательное, дело здесь вовсе не в дизайне, а в стоимости жизни, упавшей за последний год во всех регионах США и Канады, принявших участие в нашем исследовании. Этот факт помогает смягчить удар падения зарплат во многих регионах США (прежде всего, на Тихоокеанском северо-западе и в Среднезападном регионе), а также оживляет застывшие было ставки в прочих областях страны. Канадцы также неплохо продвинулись в рейтинге, но самые высокооплачиваемые дизайнеры живут в Калифорнии и Среднеатлантическом регионе. Учитывая высокую концентрацию консультантов в этих районах, это может стать еще одним показателем того, что основная тяжесть экономического спада пришлась на корпоративных дизайнеров.

Доходы по регионам США и Канады:

images: image_8

Сложно сказать, как озвученные в данном исследовании тенденции относятся к нашей, российской, действительности. Скорее всего, никак. Глядя на приведенную статистику, можно лишь с сожалением отметить: дизайн у нас находится в зачаточном состоянии.

Прямое подтверждение тому – уровень зарплат "там", который слабо сопоставим с российскими. Косвенное – отсутствие представителей России в числе респондентов этого, да и каких-либо еще зарубежных исследований, касающихся рынка дизайна. Да отечественных исследований на ту же тему нет вообще, что уже говорит само за себя. Экономика у нас тоже особая: маркеры и прочие инструменты отнюдь не дешевеют, т.к. ничего из этого не производится внутри страны. Явное снижение доходов (которое ни для кого не секрет) вместе с ростом цен (буквально на все, а не только на маркеры) дают весьма ощутимое падение покупательской способности.

Однако, Дизайн в мировом масштабе живее всех живых, доходы ползут вверх, а количество профессионалов неуклонно растет, что дает больше возможности нам с вами в обучении, в росте и развитии наших собственных традиций. Вместе с тем, исследование дает понять, что дизайн на Западе явно испытывает трудности. Так что конкуренция среди специалистов там стала еще более напряженной. Не исключено, это станет поводом для зарубежных дизайнеров внимательнее посмотреть сюда, на наши просторы в новом, 2010-ом, году. Даже несмотря на то, что эти просторы толком никем не исследованы.


Саша Хвост по материалам Coroflot


Примечания

* Coroflot – крупнейшее и, пожалуй, наиболее разнородное собрание портфолио профессиональных дизайнеров. Работает с 1998 года, более 1,4 миллиона работ и 150’000 дизайнеров – как специалистов, так и студентов.

** Confab – ежегодная конференция, объединяющая дизайн-косультантов.

*** Big Mac Index, BMI, составляется The Economist. Является популярным инструментом в сравнительном анализе различных экономик. Используется для сопоставления покупательской способности в разных странах: относительные стоимости товаров и услуг в каждой из стран, выражаются через цену популярного двойного сандвича, представленного практически повсеместно.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОБСУЖДЕНИЕ

  25.12.2009 |
Сравнение уровней жизни - вопрос довольно сложный. Для этого надо брать срезы доходов / расходов по разным категориям и сравнивать (продукты питания, услуги, гос. услуги, налоги и т.п.). Признаться, мне не удалось найти детальных исследований на эту тему- интернет забит рейтингами стран / городов по стоимости жизни, но нигде не встречается детального анализа.
Поэтому, для меня лично основным признаком нашей отсталости является то, что мы никак не представлены в подобных рейтингах в принципе. Это говорит о том, что целый пласт у нас пока, увы, остается в забвении. Также не забывайте, что скверное положение дел в дизайне, в частности, в промышленном, косвенно указывает и на еще более нехорошую штуку: производства ТНП в стране нет. Я говорю о производстве полного цикла - от эскиза до тиража. Вот это действительно грустно.
Что до абсолютных цифр, то я бы не стал их сравнивать. Поэтому предлагаю смотреть на график BMI-индексированных зарплат - так вернее (глава 5.), так что и разговор идет о величинах уже скорректированных. А, посему, не вижу смысла говорить о разнице в уровнях жизни. Тем более, что Росии в этом рейтинге и близко нет. А потому спор бессмыслен вдвойне.
Спасибо за камент

Возможность добавления комментариев к публикации закрыта



В ТЕМУ

22 октября 2011

Репортаж по итогам Moscow Design Week 2011, часть 2

В этой части содержится все лучшее, что было найдено нами в течение Недели. С большим количеством фотографий.  далее

Контекст » Аналитика

18 октября 2011

Moscow Design Week 2011
Репортаж по итогам Moscow Design Week 2011, часть 1

Moscow Design Week 2011, организаторы которой заранее анонсировали еще более звездный состав участников, чем в первый раз, состоялась. Делимся наблюдениями, впечатлениями и выводами: что ожидали, что получили, а чего так и не нашли. В двух частях с эпилогом.   далее

Контекст » Аналитика

25 февраля 2011

Интервью с Сергеем Смирновым об исследовании дизайн-трендов для компании LG.
Исследование дизайн-трендов для компании LG. Интервью с Сергеем Смирновым

Интервью с Сергеем Смирновым об исследовании дизайн-трендов для компании LG. - "Цели проекта были вполне конкретными – не просто рассказать о тайнах русской души, а фактически представить дизайн-стратегию компании LG на российском рынке и разложить ее по точным цветам, материалам и фактурам".  далее

Контекст » Аналитика

04 февраля 2011

Итоги исследования Brunel University: Будущее дизайн-консалтинговых компаний.  | 4

Британские исследователи попытались определить будущее, к которому идут дизайн-консалтинговые компании и студии в области промышленного дизайна. Профессор Brunel University Джон Боулт обратился в 10 таких компаний, расположенных в США и Великобритании с целью определить перспективы развития услуг этих компаний и бизнеса в целом.  далее

Контекст » Аналитика

15 декабря 2010

Материалы с конференции
1. О дизайнерском образовании. Материалы с конференции "Инновационный потенциал дизайна" | 1

Публикуем выступления "людей в теме" с конференции "Инновационный потенциал дизайна", прошедшей 15 сентября в рамках "Дней дизайна в Москве". Расшифровка стенограмм предоставлена Сергеем Ивановичем Серовым. Выступления в первой части: Анна Жирякова, Московский институт электронной техники в Зеленограде. Вероника Барышева, МГХПУ им. Строганова. Ирина Карцхия, ректор негосударственного учебного заведения "Институт дополнительного профессионального образования, «Школа дизайна и эстетики». Дмитрий Черепков, компания «NAYADA», производитель офисной мебели и перегородок. Ахтунг! Много букв, неподготовленным не читать!  далее

Контекст » Интервью

КОНКУРСЫ

СОБЫТИЯ

самые актуальные

ГЛАВНОЕ

самое актуальное

01.01.2016

Designet уходит в Facebook

23.12.2015

QUANTUM STUDIO – дизайн-пространство нового поколения

20.11.2015

Архитектура и обмен. В Петербурге прошли Дни финской архитектуры

17.11.2015

Натуралист. Российские предметные дизайнеры в новом кураторском проекте, Спб

17.11.2015

МОДУЛОР 2015: вести с полей + победители биеннале

12.11.2015

Премия в области современного искусства Arte Laguna: прием заявок продолжается – до 12 декабря

| контакты | реклама | о проекте | войти |