Под лучами солнца и ветрами с Лазурного Берега новый дизайн-центр Toyota ED Square начинает работу!
Глубокое синее море, лежащее внизу, упругий ветер, совершенно чистое небо... Что за студия может находиться здесь и какие автомобили разрабатываться в такой благословенной и дружественной окружающей среде? Мы посетили Europe Design Development (ED Square) 5 июня, открытие которого уже обросло многочисленными слухами, через месяц после начала его работы.
Почему Ницца?
(Ницца по-французски пишется как NICE, что в английском означает прекрасный, изящный, нарядный, – прим. dn)
Студия расположена на холме, с которого открывается прекрасный вид на Средиземноморье. Хотя температура в тот день была 30 градусов, при ветре с моря ее не ощущалось. По берегу располагаются рестораны Antibes (Антибов) с гаванями для яхт. Мы вспомнили такие же яхты, причалы и рестораны Newport Beach, где в Calty расположен американский дизайн-центр Toyota.
Toyota была первой японской компанией, построившая дизайн-центр в курортном месте Newport Beach – живописной Южной Калифорнии. Это было приблизительно 25 лет назад. Позднее автомобильные компании со всего мира начали строить в этом месте свои дизайн-центры, и Южная Калифорния вскоре стала Меккой автомобильного дизайна. Люди до сих пор говорят о дальновидности менеджеров Тойоты. Мы не удивимся, если Ницца станет вторым Newport Beach.
ED2 – первая автомобильная дизайн-студия в этом месте. Местоположение очень удобно, рядом с выездом на шоссе, ведущее к известному модельному центру – итальянскому городу Турину (три часа езды) и всего 15 минут до международного аэропорта Ниццы. Климат гораздо теплее и пейзаж более живописный, чем в северной Европе. Это – курортное место, со всеми морскими и горными соблазнами. Город предлагает прекрасную пищу и образцы последней моды – мало кто из дизайнеров сможет жаловаться. Легко предсказать, что другие компании скоро последуют примеру Тойоты.
Pict Toyota ED Square расположена на восточной границе Софии Антиполис (Sophia Antipolis), промышленной зоны в южном Французском департаменте Alpes-Maritimes. Здания построены как бы слоями, используя наклон горы, и до самого востока открывается вид на Средиземноморье. Дизайн-центр расположен около таких известных курортов как Antibes, Cannes, Nice, San Remo и Monaco.
Дизайн-студии Toyota в настоящее время расположены в 3 регионах – Япония, Европа и США. Первый – головной дизайн-офис – Tokyo Design Research & Laboratory в Hachioji к западу от центра города Токио, второй – американский дизайн-центр в Calty в предместьях Лос-Анджелеса, и новый дизайн-центр ED2 в Европе (прежде в Брюсселе, Бельгия). Когда в 1993 была предложена новая организационная система, были созданы четыре отдела проектирования: заднеприводные легковые автомобили, переднеприводные легковые автомобили, коммерческие автомобили и транспортные средства для отдыха и the Main Design Div., которое контролирует эти три группы. Токио Design Div. отвечает за исследования и перспективное развитие, в то время как главной целью зарубежных центров является разработка автомобилей для местного рынка, перспективных моделей и проведение исследований.
Модельная комната. Этого большого пространства достаточно для трех мест с полноразмерными моделями.
Сегодня Toyota может говорить о подавляющей доле на внутреннем японском рынке (более чем 40%). В Северной Америке модель Camry – лидер продаж, и сбыт минивэнов и пикапов тоже быстро увеличивается. Люкс-марка компании, Lexus, также постепенно наступает в Европе. На Европейском рынке, Toyota производит ежегодно 220,000 единиц ряда Corolla на своей фабрике в Bumaston, Англия, но в настоящее время продается приблизительно 290,000 единиц (3% рынка). Однако, Yaris (называемый Vitz в Японии), импорт и продажи которого начались весной 1999 года, преуспевает. Автомобиль был выбран Автомобилем Года как в Европе так и в Японии, и также выиграл Car Design Award, спонсируемый журналом Car Styling.
Завод по производству Yaris будет закончен в Valenciennes в северной Франции в 2001, и Toyota планирует достичь в 2005 году европейских продаж около 800 000 автомобилей. Как только инфраструктура производства компании окажется в Европе, будут решены проблемы иностранно-обменных потерь и дальней транспортировки. С такой европейской стратегией Toyota почувствовала необходимость в разработке изделий, соответствующих требованиям местного рынка, и ED2 – результат усилий по совершенствованию дизайн-структуры компании.
photo Студия ночью.
Три важных фактора, влияющие на творческие успехи
Брюссель, где Тойотовский европейский центр EPOC, находился в течение десяти лет, является точкой соприкосновения между Германскими и Латинскими культурами. Это географически близко к Германии, Франции и Англии, он – исторический центр экономического и культурного обмена. Именно поэтому Toyota расположила свой Европейский центр здесь. Сегодня, однако, в Брюсселе проживает мало молодежи и ощущается явный недостаток энергии. Город классический, да и климат вряд ли можно назвать хорошим, поэтому это место не является оптимальным местоположением для вдохновления творческого потенциала дизайн-студии. По этим причинам, Toyota закрыла EPOC. Его деятельность будут продолжена, но с переносом дизайн-центра здесь будет сформирована новая независимая компания.
Вице-президент Тадао Оцуки, в июне 1995 стал главным в EPOC в Европейском штабе Тойоты в Брюсселе. Ему дали специальное задание на поиск местоположения для нового дизайн-центра. Оцуки сформулировал три ясных критерия: «Лично я полагаю, что три важнейшие элемента для успешной творческой работы – это хорошая погода, хорошая еда и красивые женщины». (Эх, как сказал!!! А теперь посмотрите вокруг себя…) Много городов рассматривались как кандидаты, включая Париж, Рим, Лондон, Барселону, Mилан, область озера Como, Генуя и Женева. «Я изучил их все, но высший приоритет все же имел климат и хорошая окружающая среда.
ED Square, вид с юга. Секция слева, имеющая три этажа, ведет в дизайн-студию, дверь справа от дерева ведет в модельную студию.
Ощущения, которые я испытал, когда я был в Calty, разрабатывая первое поколение Celsior/Lexus LS400, были движущей силой в выборе нового местоположения. Район Ниццы – величайшее курортное место Европы, очень космополитичное и посещаемое большим количеством молодых людей. Имеет хороший состав местных жителей и богатых людей, населяющих роскошные виллы, гостиницы, и гавани с яхтами. Там постоянно проходят модные шоу, фестивали фильмов и автомобильные соревнования». Оно и было выбрано как оптимальное для творческой работы.
Выставочный зал имеет два поворотных стола. Кроме этого есть смотровой двор.
Экстерьер выставочного холла, видимый из смотрового двора.
Для исследования ситуации была нанята японская компания. Данные, полученные от нее и от самой администрации района Софии Антиполис, были проанализированы в цифрах. В то же самое время, было создано временное архитектурное бюро. Идеи работающих здесь дизайнеров сравнили с работой дизайнеров из других мест, и они получили высокие оценки. Таким образом, достаточная для принятия решения информация была предоставлена менеджерам в штаб-квартире. После изучения этого замечательного места они убедились в правильности выбора.
Яркие здания, прекрасно вписанные в ландшафт
The Toyota Europe Design Development Company была основана в ноябре 1998 года. Ее президент – Shin'ichi Kato, являющийся также Вице-президентом головного офиса Toyota. Был задан очень напряженный график строительства, начиная с закладки первого камня в марте 1999 и до окончания работ в феврале 2000 года. Местные строительные компании не могли его выдержать, и поэтому корпорации Shimizu в нагрузку к проекту пришлось взять на себя еще и строительство. Несмотря на проблемы, вызванные местной таможней, различными юридическими ограничениями и неожиданно твердыми скальными породами, строительство было закончено в срок, как и можно было бы ожидать от японской компании. Местные строители были поражены.
Несколько слов и фраз являлись ключевыми при строительстве ED Square: «извлечение выгоды из естественной окружающей среды», «максимальные функциональные возможности», «дизайн (здания) должен вдохновлять творческий потенциал», «гарантия конфиденциальности», «рамки бюджета» и «короткое время строительства». В основном, область в западной части после входа – общественная зона, область в задней части на востоке – частная зона. Эти зоны и людские потоки разделены, чтобы гарантировать секретность проектов. Море видимо с юго-восточной части участка, и все студии находятся в заранее определенном ярком месте, обращенном к морскому побережью.
Склон горы – богатая зеленая зона. Из-за имеющихся строгих строительных ограничений в этих местах здания не могут быть высокими. Проектировщики корпорации Shimizu создали компьютерную модель, тщательно моделирующую место и постройку, и приложили все усилия, чтобы скрыть внутреннюю часть здания от посторонних, но обеспечить хороший вид на море изнутри. Результатом строительства стало то, что и ожидалось.
Северная часть вестибюля. Многие награды, выигранные Yaris/Vitz, включая «Золотой Маркер» и «Европейский Автомобиль года» находятся здесь.
Каменная стена у входа в ED Square состоит из комбинации вырезанного камня с камнями, принесенными ото всюду. Имеются два наружных обзорных сада.
Общая площадь участка приблизительно 39,000 квадратных метров, и здания 5700 квадратных метров. Дизайн здания и расположение функциональных зон, смотрите на фотографиях. В день, когда мы посетили ED Square, была хорошая погода. С превосходной панорамой на Лазурный Берег и древесными зданиями с их мягкими колоритом, это – вероятно лучшая дизайн-студия в мире.
Центр после прохода через фасад в стиле галереи, посыпанный маленькими камнями типа гравия (фактически искусственный камень, сделанный из мрамора), и в середине блестящий объект жемчужного цвета, вдохновленный Yaris/Vitz (Первая удачная модель нового дизайн-центра - прим. Designet).
A sensitive group of 30
Всего 30 человек в настоящее время работает в этих замечательных условиях. Приблизительно третья часть – японцы, остальные – люди различных европейских национальностей. Говорит Вице-президент Оцуки (Otsuki): «Это – маленькая элитная группа, поэтому важна мощность и вдохновение каждого человека. Наша миссия состоит в том, чтобы стать известной на рынке, создавать тенденции и производить своевременную продукцию. Такая работа опирается на индивидуальный талант, так что высшим приоритетом для нас является подбор хороших человеческих ресурсов».
Внешний вид главной студии. Средиземноморье видно с невысокой деревянной террасы второго этажа.
Дизайн-центры японских компаний, которые были основаны в Европе в прошлом, имели проблемы с качеством людских ресурсов и определения своей позиции в этом. Из-за многочисленных сильных местных компаний трудно даже нанять хороших молодых дипломированных специалистов, и компании должны постоянно бороться с «охотниками за головами» и собственными желаниями дизайнеров уйти в другие компании. Новость, что Toyota строит дизайн-центр в Ницце, распространилась во всем мире в прошлом году, и компания получила много заявлений о работе. В этом смысле эффект основания студии в таком месте уже сработал. Но, основываясь на своем опыте в Calty, Toyota говорит, что ее главным приоритетом должно стать воспитание новых дипломированных специалистов.
Хорошая окружающая среда и хорошие условия притягивают хорошие человеческие ресурсы, ведя к хорошим проектам и хорошим изделиям. И мы сильно надеемся, что скоро из Toyota ED Square будут выходить привлекательные автомобили для потребителей всего мира.
Text: Yoshihiko Matsuo& Akira Fujimoto
Photos: Sylvia BatailIe
Assistant: Ameliie Grasser
Источник: Car Styling magazine, 2000
Перевод: Владимир Самойлов,
Справка Designet:
Car Styling
Известнейший журнал по автодизайну. Квадратного формата, издается в Японии на японском/английском языке. Можно найти в библиотеках соответствующих учебных заведений и всех уважающих себя автомобильных дизайн-центров. В России был замечен нами только в библиотеке дизайн-центра ВАЗ. В свободной продаже не встречается.
Сетевое представительство журнала по адресу http://carstylingmagazine.com/ какой-либо информационной ценности, увы, почти не представляет. В последнее время в определенных кругах появилось мнение, что журнал «тормозит». Но до сих пор имеет большое влияние в информационном мире автодизайна.