В начале марта в выставочном зале УралГАХА прошла выставка дизайн-проектов «Дизайн товаров – народу», созданных студентами кафедры Индустриального дизайна.
Выставка прошла в рамках программы всероссийского фестиваля «Екатеринбург 2012 – российская столица дизайна». В экспозиции были представлены проекты, разработанные для отечественных предприятий и фирм, а также для выше упомянутого фестиваля, проводимого в Екатеринбурге.
На открытии выставки присутствовали участники и студенты УралГАХА. Экспозицию открыл ректор академии Сергей Павлович Постников. С приветствиями выступили заведующий кафедрой Индустриального дизайна Валерий Алексеевич Курочкин и руководитель магистерской программы Студии дизайна товаров профессор Виктор Александрович Брагин.
Открывшуюся выставку посетили наши итальянские коллеги-преподаватели из миланской высшей школы дизайна IED (Istituto Europeo di Design), которые с интересом ознакомились с работами и высоко оценили уровень подготовки студентов - промышленных дизайнеров в УралГАХА.
Значительная часть проектов была разработана по заданию ОАО «Лысьвенский металлургический завод». Для этого заказчика дизайн-проекты выполнялись в течение последних трех лет и разрабатываются в настоящее время. Выставку посетил коммерческий директор ОАО «Лысьвенский металлургический завод» Валерий Сергеевич Малыгин. Вот некоторые из проектов, сделанные для Лысьвы магистрами второго курса Студии дизайна товаров, руководитель профессор Виктор Брагин.
Мария Кожевникова предложила «интеллигентное» использование природных деревянных материалов для изготовления фурнитуры «ВЕНГЕ» традиционной для предприятия номенклатуры эмалированной посуды.
Набор «БОБО» трансформируемых емкостей для сыпучих продуктов, разработанный магистром второго курса Артемом Афанасьевым, построен на модульном наборном принципе. При изготовлении набора предлагается использование металлического эмалирования, штамповки нержавеющей стали и пластмассового литья под давлением. Важно, что потребитель самостоятельно набирает емкости нужного размера.
Алексей Казаков разработал набор посуды «Турист», который, конечно, предлагается для потребителей – сторонников динамичного образа жизни. Нагревательный прибор, который, кстати, производится ЛМЗ, может работать от стационарной или автомобильной системы электропитания. Автор предложил компактное, функциональное и выразительное проектное решение, проработав оригинальную систему сборки комплекта и его крепления за счет пружинистой съемной ручки.
Нестандартное конструктивное и морфологическое решение набора бытовых контейнеров для мусора «КИНЬ» разработал Павел Логинов. «Нестандартность» конусообразной конструкции в том, что ведро снимается вверх, освобождая пакет с мусором для дальнейшей его утилизации. Все детали основаны на форме усеченного конуса, что позволяет соединять их, вставляя друг в друга. Вертикально ориентированное компоновочное решение позволяет легко собирать детали контейнеров по принципу детской пирамидки. Пластическое решение можно охарактеризовать как минималистичный софт-дизайн. Такой стилистический прием отвечает современным тенденциям бытовой и офисной культуры и будет хорошо сочетаться с самыми современными предметами интерьера. Качающееся основание позволяет наклонить форму емкости в сторону пользователя. Еще одно предложение – применять пластмассовый сепарирующий вкладыш для пищевых отходов. Это очень правильное санитарно-выверенное решение. Основная технология изготовления – стальное эмалирование, которое предусматривает различные варианты декорирования.
Уже второй год объектом проектирования для ОАО «Лысьвенский металлургический завод» является гражданский вариант полевого армейского термоса, который входит в номенклатуру предприятия. Свое видения набора посуды-термоса «ПОВАР» предложила Олеся Серебренникова. Оригинальность решения заключается в применении внутренней рамочной конструкции, которая надежно фиксирует кастрюли с приготовленными горячими или холодными блюдами. Компактные поворотные ручки позволяют значительно уменьшить габариты всего набора. Олеся нашла много других функциональных идей, значительно улучшающих потребительские свойства набора.
Для Лысьвы магистрами УралГАХА была разработана целая коллекция бытовых светильников, использующих различные источники энергии для получения света. Сейчас в ассортименте предприятия находится только архаичная по форме керосиновая лампа. Иннокентий Бадюк предложил газосветную лампу «Муссон», внутри которой размещен портативный газовый баллон. Лампа выполнена в двух имиджевых вариантах – «эконом» и «премиум».
Энергосберегающий вариант бытовой переносной лампы основан на применении современных светодиодов и сменных портативных электрических аккумуляторов. Дизайн был разработан Ильясом Минбагисовым. Пространственно лампа «Импульс» может быть подвешена, а также находится на плоскости в вертикальном и горизонтальном положении.
Авангардный морфологический вариант традиционной «керосинки» разработал Евгений Аристов. Керосиновая лампа «ВОСТОК» имеет интересные конструктивные решения. Главная идея лампы реализована через использование оптических эффектов, создаваемых мерцающим керосиновым фитилём - источником света и сетчатой деталью, выполненной в виде спиралеобразного вертикального конуса.
В экспозиции выставки «Дизайн товаров – народу» были представлены проекты, разработанные для фестиваля «Екатеринбург 2012 – российская столица дизайна».
Вот несколько примеров прикладной графики в промышленном дизайне – это проекты магистров первого курса Студии дизайна товаров. Разработку сайта фестиваля http://ekb2012.usaaa.ru выполнили Дарья Прокуда, Олеся Сидоренко и Евгений Кувшинов. Студенты предложили структуру и графическую оболочку и начинку сайта, а также разработали изображения масштабных карт города и оригинальную мнемографику для экспликаций.
Третьекурсники для фестиваля дизайна разрабатывали сувенирную и идентификационную символику. Вот несколько примеров. Сувенирные матрешки Екатерины Козиной – это точилка для карандашей, фоторамка и электронный календарь. Набор канцелярских принадлежностей «Выбери свой (дизайн)» создала Дарья Болдырева.
Еще один сувенирный канцелярский набор для хранения авторучек, маркеров, карандашей и визитных карточек разработала Юлия Мусонова. В набор входят оригинальные по форме скрепки для бумаги. Набор «Клякса» придумала и изготовила Ольга Гумерова.
Хочется привести пример как промышленный дизайн «вторгается» не только в графику, но и в дизайн моды. Магистры первого курса Евгений Поздняков и Павел Смолин разрабатывали идентификационную символику для Российского отряда космонавтов, придумав логотип «РОКО». Для этого они использовали технологии трехмерного проектирования, предложив изобразительный и словесный товарные знаки, и способы решения их на объемных носителях. Это был реальный заказ, который был применен в мужской коллекции корпоративной одежды для отдыха и спорта, разработанной и изготовленной модным домом «Vera Gueppa».
В завершении приведу разработки студентов-бакалавров второго курса. Проекты настольных светодиодных светильников хорошо демонстрируют развитие образного мышления будущих промышленных дизайнеров. Коллекцию «Цирк» разработала Александра Беседина. Тимофей Кутузов назвал свои светильники «Резонанс». Настольно-напольные светильники «Неваляшка» Дарьи Ефремовой и коллекция светильников «Круг» Анны Четвериковой.
В образовательном процессе кафедра Индустриального дизайна уделяет большое внимание контактам с реальным производством. В настоящее время 28 студентов кафедры – это магистры и бакалавры трудятся над концептами перспективного автомобиля для России 2030 года. Контракт на разработку этого совместного дизайн-проекта был подписан в начале марта 2012 года между Volkswagen AG и УралГАХА.
С уважением, Виктор Брагин
профессор кафедры Индустриального дизайна.