08 октября 2013 года
В память о Юрии Борисовиче Соловьеве
С большой грустью сообщаем, что Dr. Юрий Соловьев скончался 7 октября 2013 года в возрасте 93 лет.
Одна из ведущих фигур в области дизайна, доктор Соловьев работал во многих проектных дисциплинах, среди которых мебель, предметы интерьера, промышленный и транспортный дизайн. Он занимал посты в различных государственных организациях, в числе которых – Бюро по Архитектуре и Искусству, Министерство Транспортной Промышленности, Центральное конструкторскоге бюро Министерства Судостроительной промышленности и Государственная комиссия по Науке и Технике.
В 1962 году в рамках расширения проектной деятельности в СССР он был назначен директором Научно-Исследовательского института Промышленного Дизайна – ВНИИТЭ, где занимал эту должность до 1987 года.
Работая с дизайнерами в Великобритании и Соединенных Штатах, доктор Соловьев помог ВНИИТЭ вырасти в размерах и значимости, создав филиалы во всех республиках СССР. Ставя приоритетом расширение международных отношений, ВНИИТЭ стал членом ICSID в 1969 году, и Юрий был избран вице-президентом в течение двух сроков подряд, с 1969 по 1973 г., во время которых он сыграл ключевую роль в создании первого международного проектного семинара ICSID "Интердизайн" в 1971 году с темой "Производство и распространение хлеба" в Минске (СССР).
С тех пор его участие в ICSID было постоянно. На прошедшем в 1975 году в Москве биеннале Конгресса ICSID по теме "Человек, Дизайн и Общество" Юрий Соловьев был вновь избран в качестве вице-президента с 1975 до 1977 и, наконец, как президент с 1977 по 1980.
Д-р Соловьев также расширял роль дизайна как воспитателя, публикуя свои идеи в качестве редактора журнала ВНИИТЭ о дизайне "Техническая Эстетика", а также во многих книгах и статьях о дизайне.
ISCID
1920 – 2013
Скончался Юрий Борисович Соловьев – основоположник отечественного промышленного дизайна, основатель уникальной в мировой практике системы ВНИИТЭ с филиалами во всех крупных индустриальных центрах страны.
Институциализация дизайна и признание его важности в СССР были личной заслугой Юрия Борисовича, его подвигом.
Он сломал бюрократическую стену непонимания и пренебрежения и это стало первым, его собственным, разрушением мировоззренческой берлинской стены за тридцать лет до того, как это сделали Горбачев и Рейган в отношении ее бетонного прототипа.
Он заставил многих в стране понять в каком уродливом мире они живут и каким бы он мог стать, если бы...
Он придумал и издавал журнал «Техническая Эстетика». Он, в который раз, снова прошел все круги борьбы с партийной бюрократией, создав Союз Дизайнеров СССР.
Его знали и любили дизайнеры во всем цивилизованном мире. Он блестяще провел Конгресс ИКСИД в Москве, несмотря на титаническое сопротивление «партии и правительства» и был единогласно избран Президентом этой международной дизайнерской организации.
.... Он ушел, когда в стране в силу сложного комплекса причин снова нет промышленного дизайна. К наследию Юрия Борисовича Соловьева и достойной оценке его цивилизационного вклада непременно обратятся уже другие поколения. Время как всегда сделает свое дело...
Он многим казался Дон Кихотом, а на самом деле был Гераклом.
ЗАПОМНИМ ЕГО НАВСЕГДА.
Дмитрий Азрикан
Чикаго, 8 октября 2013 года
СЕКРЕТ СОВЕТСКОГО ДИЗАЙНА:
1945 – 1991 гг.
Было ли послевоенное время благоприятным для появления дизайна в СССР?
Нет, не было.
Изменила ли хрущевская оттепель ситуацию настолько, чтобы дизайн стал востребованным властью и обществом?
Нет, не изменила.
Существовали ли в СССР экономические предпосылки для развития дизайна?
Нет, не существовали.
Был ли дизайн в СССР с 1945-го по 1991 годы?
Да, был и он стал уникальным явлением в истории мирового дизайна.
Да, потому что появился единственный фактор, который вопреки категорически негативной атмосфере сделал советский дизайн возможным, серьезным и ярким. В России все настоящее всегда делалось вопреки. ... Этим фактором стал человек по имени Юрий Соловьев.
В 1960-е годы, в атмосфере абсолютного непонимания и отторжения молодой художник Юрий Соловьев, благодаря замечательной способности убеждать людей, находит поддержку в некоторых всесильных кабинетах на самом верху советского руководства. Это дает ему возможность впервые продемонстрировать свои творческие способности и потенциал дизайна в целом. Так создаются первые образцы советского дизайна: пассажирский вагон, атомный ледокол, атомная подводная лодка, морская яхта для Президента США Эйзенхауэра. В этих проектах Соловьев выступил как дизайнер; а в случае с морской яхтой – как главный конструктор. Яхта строилась специально к приезду Президента США в Россию. Как известно, в Россию Эйзенхауэр не приехал, но сама яхта получила высокую оценку Хрущева, который, посмотрев ее, сказал: «Яхта прекрасная, но выглядит слишком по-буржуазному».
Тогда же становится ясным, что Соловьев – человек, которому лучше всего удаются казалось бы невыполнимые, невероятные вещи. Например, он создал уникальную, единственную в мире, охватывающую всю страну систему ВНИИТЭ – Института технической эстетики с десятью филиалами в крупнейших городах страны и 400 дизайнерскими бюро в различных отраслях промышленности, работавшими под методическим руководством ВНИИТЭ. Техническая эстетика – термин, заменявший слово «дизайн», потому что слова «дизайн» в русском языке не существовало.
Интегрирующая природа дизайна определила и характер Института, объединившего в одну команду дизайнеров, художников, инженеров, эргономистов, психологов, социологов, историков и теоретиков дизайна. Институт также готовил и специалистов высшей квалификации. Не менее примечательно и то, что Институт, будучи советским учреждением, тем не менее парадоксальным образом представлял собой остров интеллектуальной и творческой свободы даже в самые тоскливые брежневские времена.
Юрий Соловью включил советский дизайн в орбиту мирового дизайна, проведя в Москве Конгресс ИКСИД (Международного совета обществ промышленного дизайна), после которого он был избран Президентом этой организации. По его инициативе по всему миру, включая СССР, проводились проектные семинары Интердизайн, на которых в интернациональных творческих командах работали дизайнеры, архитекторы, художники, представлявшие разные континенты, политические системы, культуры и традиции. И все это – в разгар холодной войны между Западом и СССР.
... Масштаб персонажей, мощь таланта и противостоящих ему сил...
Из всех чудес, которые удалось создать Юрию Соловьеву, самым невероятным феноменом стал он сам: человек, опередивший свое время и ставший контрастом к среде, в которой он сформировался. Дизайнер мирового масштаба, блестящий русский аристократ, светский лев с безупречным английским, – он сам и составлял главный секрет советского дизайна.
Дизайн, являющийся на Западе рядовым ремеслом, стал в России миссией, крестом, который Юрий Соловьев нес всю жизнь, но нес его с радостью, которой заражал окружающих. А сейчас нас вдохновляет память о великой душевной силе, жившей в нем.
Дмитрий Азрикан
Профессор
Чикаго, октябрь 2011– октябрь 2013 гг.