Вопросы задавал Митя Харшак
На вопросы отвечала Александра Санькова
В этом сезоне в России наконец-то появился Музей дизайна. Пусть это пока всего один автобус, но, зная неиссякаемую энергию главного движителя проекта — Саши Саньковой и наблюдая за тем, как вся эта история развивается, верю, что это только первый шаг, за которым последуют другие логичные и правильные действия. Люблю Сашку за то, что она никогда не сидит на попе ровно, а постоянно выдумывает и (что немаловажно!) реализует новые и новые дизайнерские проекты — выставки, лекции, а сейчас и свой передвижной дизайнерский музей — одним словом, ту движуху, благодаря которой профессия развивается, собирает калории зрительского внимания и в итоге движется вперед. Я не мог упустить возможность задать Саше несколько вопросов.
Митя Харшак (М.Х.) Саша, когда появилась идея создания этого проекта?
Александра Санькова (А.С.) Я думаю, что в России было много попыток сделать музей дизайна, но все организаторы с самого начала апеллировали к государству. Мы решили действовать с другой стороны — начать музей как частную инициативу, а уже в процессе обратиться к государству. Мы хотели, чтобы все обратили внимание на тот нонсенс, что в России есть колоссальное культурное наследие, что все хотят развивать дизайн, и сейчас есть много хороших дизайнеров; что музей дизайна есть в каждой большой столице Европы, но у нас музея дизайна нет. Главное было начать. Идея проекта появилась год назад, мы просто хотели создать прецедент, решив сделать музей в овощном ларьке. Потом мы, правда, отказались от ларька, так как пространство слишком маленькое, и стали искать коневозку (красивая строгая форма!), но потом мы поняли, что надо мыслить масштабнее — и тогда появился автобус.
М.Х. Кто еще с тобой делает этот проект?
А.С. Участники проекта — я, Александра Санькова — куратор, дизайнер, искусствовед; Надежда Бакурадзе — журналист и куратор; Степан Лукьянов — дизайнер, специализирующийся на телевизионном промо- и масштабных проектах, таких как церемонии награждения (например, «Инновация»); и Валерий Патконнен — архитектор, художник. Самое главное — мы открытые, разноплановые и многофункциональные, у нас разный опыт, но мы все хотим одного и того же, мы делаем одно дело — Московский музей дизайна. К нам все время поступают предложения о сотрудничестве, и люди, которые работают в сфере креативных индустрий, сами находят нас, у нас сейчас три молодых куратора — Наталья Гольдштейн, Екатерина Крупенникова и Алена Сокольникова, которые готовят для музея проекты, и мы постоянно ищем активных молодых людей. Конечно, мы будем сотрудничать и с нашими давними партнерами — Designet и Митей Харшаком, с институтами дизайна и профессиональными ассоциациями, с иностранными музеями и кураторами.
М.Х. Что было самым сложным в подготовке и реализации проекта?
А.С. Найти единомышленников, которые «смотрят» с нами в одну сторону и хотят, чтобы Россия менялась и менялись умы. Сложно было найти партнеров, которые поняли, что музей в автобусе — это не только классная фишка, но и сильнейший образовательный инструмент. Но все-таки мы их нашли! Николай Николаевич Сиделев — директор государственного предприятия «Автоколонна 1417» и организатор фестиваля «Мир автобусов» в Коломне — сразу оценил потенциал проекта. Елена Кащеева из компании «Мерседес» (Евробус) нам тоже очень помогла и помогает до сих пор. Мы, конечно, еще в стадии подготовки проекта, и на этом этапе огромный плюс, что у нас уже много хороших партнеров, и культурных площадок, и персоналий, которых мы знаем и любим, с которыми мы работаем много лет. Теперь же нам просто необходимы партнеры, связанные с бизнесом и государством, — и тут мы в самом начале пути. За последнюю неделю я встретила нескольких позитивных и очень бодрых людей, работающих в государственных структурах, и это вселяет надежду.
Мы будем много сотрудничать с молодыми кураторами, мы открыты для новых идей и рады, когда к нам приходят люди, которые горят идеей делать свои проекты. Такие идеи мы готовы совместно воплощать.
На самом деле самое сложное — это осознавать, что впереди еще много, очень много работы — и организация выставок, и планирование, и поиск бюджетов.
М.Х. Существуют ли в мире аналогичные истории с передвижными музеями?
А.С. Наша концепция уникальна, аналогов мы не нашли. Так получилось не из-за того, что мы хотели быть оригинальными, просто мы искали возможность начать реальное дело. И так как у нас не было стартового бюджета, мы стали думать, как сделать максимально эффектную историю минимальными средствами.
М.Х. Почему музей в виде автобуса? Не проще было найти стационарное помещение в Москве? Или автобус будет просто промовитриной крупных выставочных проектов?
А.С. Автобус — это масса преимуществ. Во-первых, мобильность. А мобильность — это дух нашего времени, где все так быстро меняется. Во-вторых, это охват огромной аудитории. Сейчас очень много музеев, театров и культурных центров, публику стало сложнее привлекать. А тут появляется музей, в который не надо идти, он сам к вам приезжает. Думаю, что это такой новый культурный тренд. Автобус будет ездить по городам России и, как агитпоезда в двадцатых годах прошлого века, будет нести дизайн в массы, рассказывать о том, что такое дизайн и зачем он нужен. У нас будет и стационарное помещение в Центре дизайна Artplay в бывшем бомбоубежище. Еще мы планируем большие выставки на партнерских площадках. Но параллельно мы ведем и поиск подходящего здания. Когда у нас появится свое помещение, мы не оставим наш мобильный зал в автобусе. Автобус — это мобильность.
М.Х. Замкнутое и крайне ограниченное внутреннее пространство не позволит экспонировать крупные объекты. Как собираешься выходить из этой ситуации?
А.С. У нас есть проект интерьера. В автобусе будут располагаться один-два-три предмета, самое главное, что в автобусе будет мощная мультимедийная начинка. Внутри будет размещено много тачскринов, каждый из посетителей сможет углубиться в выставку настолько, насколько захочет. Важной частью всех проектов станут фильмы и видео с интервью.
М.Х. Вопрос, не на шутку взволновавший российских дизайнеров, — почему фирстиль для музея разрабатывали голландцы, а не наши? Отдать заказ варягам, пусть и прекрасным и любимым, — это был довольно провокационный шаг.
А.С. Мы ничего не планировали специально, проект был изначально открыт для любых предложений и идей, но так сложилась ситуация за кружкой пива — голландская студия Lava Amsterdam первой загорелась проектом настолько, что предложила нам вариант стиля. Этот первый вариант мы, правда, отклонили, но зато третий по счету был принят на ура! Большой вопрос был изначально с разработкой кириллической версии. Но и тут нам повезло — прекрасный шрифтовик Тагир Сафаев сделал музею подарок — разработал нам кириллическую версию шрифта.
Несмотря на название — Московский музей дизайна, мы делаем международный проект и хотим, чтобы у нас было как можно больше интернациональных партнеров и выставок в регионах и за рубежом.
М.Х. Какие выставки ты планируешь на сезон 2012/13 года?
А.С. Музей будет показывать все виды дизайна и смежные направления. В первую очередь мы представим индустриальный, графический дизайн и моду, еще будет специальная программа «Дизайн+» — это будет межжанровый проект. К примеру, «Дизайн+Кино», «Дизайн+Архитектура» и т. д.
Мы планируем включить часть выставок в программу Года Германии в России (2012—2013) и программу Года Нидерландов в России (2013). В автобусе будут проходить образовательные выставки, направленные на широкую аудиторию, например по истории немецкого дизайна. На партнерских площадках мы организуем экспозиции для подготовленной аудитории. В первые два года выставки российского дизайна будут составлять 25% всей программы. Также мы учреждаем новую международную премию DDAWARDS (Design Development Awards) за вклад в развитие дизайна.
М.Х. Каждый музей имеет свою коллекцию, как вы будете формировать музейный фонд?
А.С. Постепенно мы будем собирать и формировать музейную коллекцию из предметного, фэшн и мультимедийного дизайна, пока коллекция музея состоит только из плакатов современных дизайнеров. К нам поступают предложения передать частные коллекции дизайна в музей, но мы сможем их принять в фонд, только когда для коллекции будут обеспечены достойные условия хранения.
М.Х. Куда будет колесить музей дизайна? Планируешь ли зарубежные гастроли?
А.С. Мобильный зал будет приезжать на большие фестивали, базироваться около культурных институций и в парках — таких как Музеон, парк Горького и других. Мы планируем и зарубежные гастроли нашего дизайн-шапито. Но в настоящее время нам надо отработать проект в России. В первую очередь музей поедет в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ярославль, Коломну и Ростов.
М.Х. Планируешь ли развитие автопарка? Второй, третий, двадцать пятый автобусы, каждый со своей экспозицией и маршрутом?
А.С. Мы планируем сделать музей-самолет, музей-пароход и музей-космический корабль. Подумаем и об автопарке, спасибо тебе за хорошую идею!
М.Х. Есть ли в этом проекте коммерческая составляющая? Может ли проект существовать сам по себе, без грантовой поддержки?
А.С. Для нас самое важное — культурная составляющая и высокое качество проектов. А это тяжело, и без помощи фондов и грантовых программ музею не выжить. Да, дизайн — это прикладная дисциплина, и мы будем привлекать и коммерческих спонсоров.
С этой точки зрения прикладной характер промышленного дизайна как раз и позволяет перекинуть мостик между музеем, дизайнерами и производителями. Естественно, все индустрии, нацеленные на производство товаров для конечного потребителя — неважно, миллионными тиражами или ограниченными дорогущими limited edition, — так или иначе вовлекают в свою деятельность дизайнеров. Им просто не выжить без них. Так что, естественно, мебельщики, автомобильщики, производители любой техники — добро пожаловать!
М.Х. Какие радости и печали принес новый проект лично тебе и твоей команде?
А.С. Проект пока молодой, поэтому печали нет – одни радости. Единственное, все происходит несколько медленнее, чем мы планировали. Настоящая радость — это заниматься любимым делом, тем, которым горишь! И я желаю всем найти такое дело.
Опубликовано в журнале «Проектор» № 2(19) 2012
http://www.projector-magazine.ru/projector_ns/N19.html