Звездная пыль
Архитекторы с мировым именем надеялись применить свой талант на многообещающей российской стройке — увы, тщетно.
Злобные критики стараются представить наших девелоперов бездушными машинами по производству квадратных метров, но все как один грешат против истины. Даже представителям столичного стройкомплекса не чуждо чувство прекрасного, что еще недавно подтвердили бы лауреаты Притцкеровской премии - архитектурного «Нобеля». Как-то привычно стало наблюдать Шалву Чигиринского и Елену Батурину в компании с Норманом Фостером. Корпорация «Крост» проторила дорогу в мастерскую Рема Кулхааса, а руководство Capital Group завело дружбу с Захой Хадид.
Проект "Башня «Россия»"
Проект небоскреба «Кристалл»
С такой командой Россия имела все шансы стать площадкой для реализации передовых архитектурных идей. Не вышло: звезды сворачивают бизнес, толком не успев его начать. Финансовые затруднения девелоперов и, как следствие, полное отсутствие заказов не оставляют им выбора. Зимой прекратили работу московские офисы самых востребованных в России зодчих - Эрика ван Эгераата и Нормана Фостера. Каждый из них сделал в России примерно по десятку проектов - правда, воплощать их в жизнь никто не спешил даже тогда, когда заказчики, казалось бы, купались в деньгах. Последние надежды развеял кризис. На неопределенный срок заморожены башня «Россия» и небоскреб «Кристалл» в исполнении Фостера. Не менее туманны перспективы проектов ван Эгераата в Ханты-Мансийске. «В России не был доведен до конца ни один проект западной архитектурной звезды», - констатирует директор агентства P-Arch Александр Змеул.
Смоленский пассаж
Вряд ли можно считать этот факт поразительным. Прелести работы в России еще в конце 1980-х смог оценить Рикардо Бофилл, спроектировавший здание, ставшее впоследствии ТЦ «Смоленский пассаж». У французских девелоперов не хватило денег на развитие проекта, и его передали российской компании, предложившей ряд заманчивых идей, как переработать концепцию. Самого Бофилла это почему-то не обрадовало, и упрямый испанец отказался от авторства. Но легкие творческие разногласия - пустяки в сравнении с проблемами постсоветского периода.
Проект комплекса «Русский авангард»
Взять хотя бы эстетические вкусы мэра Лужкова, завернувшего проект жилого комплекса «Русский авангард», созданного ван Эгераатом для Capital Group. Или замечательное убеждение самой Capital Group, что предложенную архитектором идею, раз уж за нее заплачено, можно передать в работу другой, более сговорчивой, мастерской с пометкой «сделать дешевле» (проект «Город столиц»).
«Девелоперы приглашали звезд, чтобы повысить капитализацию объекта. Их задача - сделать концепцию, фактически эскиз. На этом сотрудничество заканчивалось», - рассуждает Змеул. Концерн «Крост» в свое время много говорил о совместной работе с Кулхаасом. Но участие звезды ограничилось лишь мастер-планом двух жилых кварталов компании. Остальную работу делали россияне. «Было такое предположение, что участие звезды стимулирует продажи, но рынок пока этого не подтвердил», - разводит руками член совета директоров Mirax Group Дмитрий Луценко. Его компания уже несколько лет сотрудничает с японцем Кионори Кикутаке и немцем Эндрю Бромбергом - оба усердно работают в стол.
Луценко считает, что в нынешних условиях для покупателя гораздо важнее не имя архитектора, а наличие у девелопера денег на стройку. К тому же самые оригинальные идеи должны окупаться, а гонорары иностранцев всегда были раза в два выше, чем у их российских коллег, - от $50 до $100 за 1 м2. С такими расценками мировые звезды решительно не по карману нашим девелоперам. Остается одно - импортозамещение.
Лилия Лобанова
10 (148) 23 марта 2009
http://www.smoney.ru
Спор между архитектором Эриком Ван Эгераатом и компанией "Капитал Групп" разрешил международный арбитраж в Стокгольме
Стокгольмский Арбитражный Суд принял решение по иску известного голландского архитектора Эрика Ван Эгераата к компании "Капитал Груп". Спор архитектора с компанией "Капитал Груп" возник из-за проекта комплекса "Город Столиц", входящего в деловой комплекс "Москва Сити" на Краснопресненской набережной.
После того, как архитектор разработал и представил заказчику свой проект комплекса "Город Столиц", "Капитал Груп" под предлогом того, что проект их, якобы, не устраивает, отказалась оплачивать работу архитектора и передала проект американскому архитектурному бюро NBBJ на переработку. Стокгольмский арбитраж признал необоснованным отказ заказчика от оплаты за выполненный проект и обязал "Капитал Груп" оплатить стоимость работ голландского архитектора.
Арбитраж посчитал незаконной передачу проекта на переработку другому архитектору без согласия автора, а также несанкционированное использование рисунков и чертежей автора в рекламе строящегося объекта. Суд постановил выплатить архитектору компенсацию в размере 12,5 млн. рублей и запретил использовать в рекламе комплекса рисунки и чертежи Эрика Ван Эгераата.
"Это дело можно считать прецедентным, так как в России архитекторы часто сталкиваются с нарушениями авторских прав, но не было случаев, когда подобное дело о нарушении авторских прав архитектора удавалось довести до победного конца", поясняет Максим Кульков, партнер юридической фирмы "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", защищавшей в международном арбитраже интересы архитектора. "Иностранному архитектору удалось победить в споре с одной из крупнейших российских строительных компаний. В современной судебной практике это редкий случай. Решение международного арбитража подлежит исполнению на территории России, и теперь предстоит формальное признание легитимности данного решения в российском суде", - поясняет Елена Трусова, старший юрист фирмы "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", также представлявшая в международном арбитраже интересы Эрика ван Эгераата.
Сотрудничать с "Капитал Груп" Эрик Ван Эгераат начал в 2003 г., разработав проект многоэтажного комплекса "Русский авангард". Позже голландский архитектор спроектировал для компании "Город яхт", коттеджный поселок Barvikha Hills. Последний проект - комплекс "Город столиц" площадью более 280 000 кв. м и стоимостью $250 млн, строительство которого идет в ММДЦ "Москва-Сити". Проект "Город столиц" - две высотные башни (под названиями "Москва" и "Санктъ-Петербургъ"), объединенные 18-этажным стилобатом, и 16-этажное купольное здание с атриумом.
В настоящее время юристы фирмы "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" ведут также еще одно дело по спору между Эриком Ван Эгераатом и компанией "Капитал Груп" относительно архитектурного проекта строящегося коттеджного поселка Barvikha Hills. В данном деле архитектор предъявляет к заказчику сходные требования об оплате его работ и прекращении нарушения авторских прав на проект.
Источник: РБК-Недвижимость
22.03.2008
http://realty.rbc.ru/
2:0 в пользу архитектора
Эрик Ван Эгераат выиграл второе дело у компании «Капитал Груп»
На этот раз предметом разбирательства стал проект коттеджного поселка «Барвиха-Hills». В общей сложности (по двум искам) компания Капитал-Груп обязана выплатить бюро EEA Architects более 4 миллионов долларов за нарушение авторских прав и незаконное использование проектов. Эрик ван Эгераат EEA - Эрик ван Эгераат Эссошиейтед Акитектс Пресс-конференция, посвященная вынесению судебного решения по второму иску архитектора Эрика Ван Эгераата к компании «Капитал Груп», состоялась 13 сентября. Данное разбирательство касалось проекта коттеджного поселка «Барвиха-Hills».
В результате проведенных экспертиз суд подтвердил сходство проекта Эрика Ван Эгераата, выполненного в 2003-2004 гг., и проектной документации, по которой сейчас ведется строительство поселка. Так же был подтвержден факт незаконного использования компанией «Капитал Груп» проектных материалов EEA Architects. Суд обязал компанию «Капитал Груп» выплатить компенсацию за невыполнение договорных обязательств и нарушение авторских прав архитектора, согласно статье 1259, часть 4, Гражданского Кодекса РФ.
В пресс-конференции принимали участие архитектор Эрик Ван Эгераат и юристы Елена Трусова и Максим Кульков из фирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», представлявшие его интересы во время процесса. По словам Эрика Ван Эгераата, он полностью удовлетворен решениями по обоим искам и, в случае, выполнения компанией «Капитал Груп» своих обязательств, он не намерен судиться с бывшим заказчиком по тем пяти проектам, работы по которым были остановлены одновременно с проектами «Города столиц» и «Барвихи-Hills». «Я – архитектор и мое дело – проектировать, а не судиться. Тем более, что недостатка в интересных проектах у меня нет. С тех пор как я перестал сотрудничать с Капитал Груп, у меня появилось больше двадцати новых заказчиков, работа с которыми не только интересна, но и плодотворна»
Предыстория
Несколько лет назад, в начале двухтысячных, Эрик Ван Эгераат стал одним из первых иностранных архитекторов, начавших активно сотрудничать с российскими девелоперами. В 2004 году, плодотворное сотрудничество достаточно неожиданно, на взгляд со стороны, прекратилось. Часть начатых проектов компания «Капитал Груп» заморозила, часть – передала на доработку или переработку в другие бюро. Пошли слухи, что разрыв вызван недовольством девелопера качеством проектов. Такое объяснение, применительно к проектировщику, который успешно работает по всему миру, оставляло обширное поле для интерпретаций, подогреваемых противоречивыми комментариями обеих сторон, вовлеченных в конфликт. Эрик Ван Эгераат неоднократно заявлял о своем несогласии с претензиями бывшего заказчика и о своем намерении добиваться выплат задолженностей и компенсаций за нарушение авторских прав.
Процесс
Тем временем началось строительство комплекса «Город столиц» и поселка «Барвиха-Hills». Первый проект претерпел некоторые изменения, второй же мало чем отличался от первоначальных визуализаций и планировочных схем. Очевидное «генетическое» сходство объектов с первоисточниками делало разрыв отношений между автором реализуемых проектов и их «реализатором» особенно двусмысленным. Конец разночтениям и домыслам был положен весной 2008 года. 20 марта закончилось судебное разбирательство по первому из двух исков, предъявленных Эриком Ван Эгераатом компании «Капитал Груп». Архитектор сдержал слово и довел до конца борьбу за свою профессиональную репутацию и авторские права по проекту комплекса «Город столиц». После победы в Арбитражном суде Стокгольма по проекту «Город Столиц», архитектору и представляющим его интересы юристам из адвокатского бюро «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» предстояла не менее сложная задача – отстоять права архитектора в отношении проекта «Барвиха-Hills» в российском Арбитражном суде.
Некоторой помощью, если так можно выразиться, для истца стала идентичность проектной документации строящегося коттеджного поселка с теми материалами, которые были разработаны в бюро EEA Architects пять лет назад. Это сходство было настолько явным, что адвокаты ответчика – фирма «Алруд» даже не оспаривали его. В своей тактике им пришлось апеллировать к несоответствию проекта EEA Architects российским нормативам, а, следовательно, и его несоответствию условиям заключенного Договора. Но, по результатам экспертизы, проведенной Федеральным центром судебных экспертиз, проект был признан выполненным на 95% (5% ушло на неправильно расположенные штампы и отсутствие экспликаций на чертежах).
Что касается незаконности использования компанией «Капитал Груп» проектных материалов и чертежей в саморекламе и в публикациях о поселке, то без официального подтверждения передачи этих прав со стороны автора проекта (а Эрик Ван Эгераат такого разрешения, разумеется, не давал), то оно так же не требовало специальных доказательств. Из всех предъявленных исковых требований было отклонено лишь требование прекратить строительство поселка. Но оно выдвигалось скорее из методических соображений, нежели из желания на самом деле остановить стройку. Итог – суд удовлетворил 85% требований истца, тем самым подтвердив, что российское законодательство также располагает инструментами защиты авторских и имущественных прав архитектора от произвола заказчика. Накоплен опыт ведения судебных разбирательств, есть конкретные рекомендации по составлению Договоров и ведению деловых взаимоотношений, которые могут быть взяты на вооружение всеми руководителями проектных организаций, страдающих от безответственности заказчиков.
Здесь и сейчас
Громкая победа архитектора Эрика Ван Эгераата в деле о проекте «Город Столиц» в Суде Арбитражного Института Торговой Палаты Стокгольма весной этого года вызвала большой резонанс в СМИ. Но в профессиональной среде она отозвалась лишь несколькими репликами отечественных проектировщиков. Бурного всплеска судебных разбирательств о нарушении авторских прав и деловых обязательств не последовало. Можно сказать, что решение суда привлекло значительно большее внимание в строительно-девелоперских кругах, которые взяли на заметку возможные осложнения при работе с юридически подкованными иностранными архитекторами. Архитектурное сообщество, в лице Союза московских архитекторов и Союза архитекторов России данный беспрецедентный факт проигнорировало. Возможно, такая отстраненная реакция – результат обманчивого впечатления, что суть разбирательства мало связана с реалиями нашей страны. На самом деле национальность действующих лиц и место разбирательства никакого значения не имеют.
Подтверждением чему стало второе дело Эгераата против Капитал Груп. Судебное разбирательство по второму иску в связи с проектом «Барвиха-Hills» проходило в Москве, в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, и основывалось исключительно на российском законодательстве. Все три арбитра (И.Девяткин, Э.Гаврилов, А.Шерстобитов) были россиянами, российская организация проводила и экспертизу проектов. Также российским было и проектное бюро (Архитектурное бюро «Воротниковский», данные с сайта http://www.capitalgroup.ru/ru/projects/premium/barvikha-hills), которому компания Капитал Груп доверила дальнейшую разработку рабочей документации.
Кстати сказать, во всем мире, прежде, чем взять подобную работу проектировщик наводит справки и получает подтверждение, что автор переданного проекта дал официальное согласие на дальнейшее использование его идей. Только так бюро может застраховать себя от компрометирующей ситуации и обвинений в плагиате. Таким образом, антураж судебного разбирательства трудно назвать «чуждым». Остается надеяться, что его опыт станет «своим» для российского архитектурного сообщества.
автор текста: Елена Петухова
Агенство архитектурных новостей
16.10.2008