Официальную информацию об итогах конкурса дизайн-проектов «Карьерные самосвалы 2020–2030», в виде сухих официальных фраз каждый сможет прочесть в материалах опубликованных ранее на страницах данного сайта. В свою очередь, мне как конкурсанту и непосредственному участнику всех торжественных мероприятий, представляется интересным иной взгляд на тему дизайна брутальной техники…
В современном мире признание за женщинами авторства экстерьера и интерьера дизайна автомобилей стало привычным явлением. По всему свету в учебных заведениях по специальности “дизайн транспорта” студенты девушки наравне с юношами осваивают азы проектирования средств передвижения.
Лишь грузовой транспорт остался вне зоны интересов прекрасной половины человечества. Но с недавних пор ситуация изменилась. И ветер перемен неожиданно подул с Белаза – мирового лидера по производству большегрузных карьерных самосвалов. Пожалуй сложно себе представить два больших антипода, чем ЖЕНЩИНА и БЕЛАЗ. Но это кажется лишь на первый взгляд. Ведь музам, как известно, подвластно все… и как выяснилось все остальное тоже!
Музы (др. греч. «мыслящие») - в древнегреческой мифологии _ покровительницы искусств и наук. От муз происходит слово «музыка», первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз.
Я попытаюсь приоткрыть занавес и поведать о музах Белаза.
МУЗА КОНКУРСА
В качестве главного инициатора и мозгового центра оргкомитета конкурса выступила Жанна Комарова, главный редактор журнала «Наука и инновации».
Жанна Владимировна - автор идеи проведения конкурса, подобных которому в Беларуси еще не было. Именно она - наглядное олицетворение настоящей музы - покровительницы искусств и наук. Кроме того, на ее плечи легла вся забота о гостях.
Пользуясь случаем выражаю слова признательности и благодарности за все мероприятия.
Организаторам удалось сохранить интригу до самого финального момента. Из всего числа присланных на конкурс работ жюри отобрало десятку лучших и пригласила авторов на торжественное мероприятие в Минск.
17 апреля в здании Национальная академия наук Беларуси должна была состояться презентация проектов. Каждому из участников предстояло представить тезисное изложение своей концепции дизайна на фоне визуального ряда. Основной акцент в своем докладе предстояло сделать на возможности реализации проекта с учетом технологических особенностей производственного объединения Белаз. Кроме того, конкурсант мог задать членам жюри пару встречных вопросов.
МУЗА ПРОЕКТА
Муза внимательно ознакомилась с экспозиция конкурсных работ… и, судя по фото, осталась довольна результатом своего вдохновения.
27 мая в фойе НАН Беларуси открывается выставка отобранных организаторами десяти лучших дизайн проектов.
БЕЛАЗ "Шмель"
Презентация проекта.
“ Я старался сохранить узнаваемость марки и не уходить от образа, который стал символом БЕЛАЗа.
Кроме современных карьерных cамосвалов, меня вдохновляли динамика скоростных суперкаров и пластика биологических аналогов.
Однако во всем проекте БЕЛАЗ Шмель красной нитью проходит мысль, что техника с маркой БЕЛАЗ олицетворяет основные ценности компании - качество, безопасность и заботу об окружающей среде. Поэтому машина хорошо узнаваема.
Все это создает образ достаточно изящной машины, обладающей огромным потенциалом.”
Тизер
Ассоциативно работа самосвала в карьере мне напоминает полет шмеля в поле в процессе опыления цветов... Подобно многотонному великану, БЕЛАЗ мохнатый шмель медленно и жужжа летит... при посадке кружится над цветком... опыляет... медленно взлетает и удаляется в поисках нового...
Во внешней архитектуре карьерного самосвала, названного Bombus («Шмель»), нашло смешение различных дизайнерских стилей. Машине с явно выраженными динамичными формами я придал сходство с представителями животного мира. По моему мнению, с одной стороны карьерный самосвал должен выглядеть мощным, подтянутым и изголодавшимся по работе, с другой - целеустремленным и динамичным.
Вид ¾ спереди
БЕЛАЗ "Шмель" излучает уверенную мощь, но при этом его образ отличается выразительной динамичностью.
Оригинальная форма капота в форме трапеции в сочетании с приподнятой нижней кромкой придают модели "Шмель" мощный, целеустремленный вид. Сбоку капота расположены “жабры”- отверстия для отвода горячего воздуха из под капотного пространства.
Вид сбоку в динамике
C целью повышения безопасности движения, самосвал оборудован видеокамерами панорамного обзора с отображением информации на экране дисплея в кабине оператора.
Переднее крыло также имеет динамичную кромку, образованную наклонными формообразуюшими линиями. Указатель поворота выполнен в виде треугольника.
Кузов самосвала отличает динамичный силуэт. Ребра жесткости выполнены наклонными в продолжении темы передка. Ниши выделены синим цветом. В верхней нише указана модель самосвала 75440.
Цветофактурное решение выполнено в традиционной для БЕЛАЗ цветовой палитре – желтый, синий и белый.
Вид спереди на фоне прототипа.
Характерные передние светодиодные фары в форме трапеции расположены высоко, c целью подчеркнуть мощь передней части автомобиля они установлены вертикально и делают этот самосвал по-своему уникальным.
Заметной деталью является также разделенная на две части решетка радиатора, которая представляет собой распашные двери для доступа к двигателю и агрегатам. Декоративные отверстия решетки радиатора выполнены в виде пчелиных сот.
Дизайн-панель ассоциации ключевых линий.
Схема охлаждения подкапотного пространства встречным потоком воздуха.
Выразительная линия наклона капота органично переходит в подоконную линию кабины, создавая неповторимую игру света и тени - подчеркивает динамичность и эмоциональность кабины. На крыше расположены светодиодные фары типа прожектор. Дверь открывается против хода движения.
Дизайн-панель (плакат для журнала «Наука и инновации»).
3D визуализация выполнена в ALIAS StudioTools.
3D визуализация. Работа в карьере.
Особо отмечая крайний консерватизм в карьерном автосекторе (как со стороны производителей, и особенно потребителей) можно предположить, что вряд ли будут применены какие либо революционные решения и приемы, например компоновочные или конструктивные.
Прототип БЕЛАЗ 75440 “Бульдог” и дизайн-проект "Шмель".
Предложенное решение представлено в виде эволюционного развития «БЕЛАЗ 75440», новинки 2014 года. Предполагается, что облик карьерного самосвала БЕЛАЗ "Шмель", будет хорошо перекликаться с обликом серийной продукции БЕЛАЗ.
Торжественная церемония вручения призов.
Было очень приятно разделить радость победы с главной музой конкурса.
МУЗЫ ДИЗАЙНА
Среди 42 присланных на конкурс работ авторами семи стали девушки!
Вероятно отправной точкой в работе над своими проектами у представительниц прекрасной половины человечества послужило опровержение такого расхожего термина как “красавица и чудовище”. Представленный ими дизайн карьерного самосвала наглядно показал, что девушкам под силу создать выразительный и привлекательный образ Белаза будущего.
Работа Екатерины Тамашовой, студентки Белорусской государственной академии искусств, была среди номинантов конкурса.
Визит в Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси.
Рассказ руководителя дизайн-студии о процессе проектирования.
Рабочее место дизайнера.
Участники и участницы конкурса рядом с макетом.
Макет М 1:10 седельного тягача МАЗ.
Экскурсия на БЕЛАЗ
На второй день пребывания в Беларуси состоялась экскурсия на завод БЕЛАЗ, расположенный в городе Жодино. Это стало приятным и увлекательным моментом в насыщенной программе мероприятий от организаторов конкурса.
Экскурсию по музею с погружением в историю модельного ряда продукции специально для конкурсантов проводил Герой Беларуси, генеральный директор БелАЗа с 1992 по 2007 г., один из самых ярких представителей завода – Павел Лукьянович Мариев.
А так представлялся дизайнерам экстерьер шарнирно-сочленённого самосвала грузоподъёмностью 560 тонн!
Но участников неудержимо тянуло к общению с настоящей техникой.
К сожалению не удалось увидеть настоящего исполина грузоподъемностью 450 тонн (нижнее фото).
Мирового рекордсмена отгрузили покупателю буквально перед нашим посещением.
Размер имеет значение … для вдохновения.
Огромные самосвалы размером с цех вызвали живой и неподдельный интерес у всех без исключения участников экскурсии.
Интервью на фоне выставочной техники.
Характерные элементы дизайна Белаза: справа на фото хорошо видна дверь для входа в моторный отсек.
Тест-драйв.
Тест-драйв в качестве пассажира прототипа дизайн-проекта БЕЛАЗ 75440 “Бульдог”.
В тесной кабине справа за водителем предусмотрительно установили жесткую скамью, размером с табурет, с целью прокатить с ветерком конкурсантов по испытательному треку, расположенному на территории предприятия. Несмотря на шум, особого дискомфорта поездка не вызвала. Водитель наглядно демонстрировал легкость управления Белазом вращая руль одним пальцем.
МУЗА ЦВЕТА
Визитная карточка Минска – национальная библиотека Белоруссии.
Название «кристалл знаний» происходит от форма здания в виде стеклянного алмаза.
Кроме многочисленных читальных залов и огромного книгохранилища, в библиотеке есть конференц-зал, центр деловых встреч и переговоров, художественная галерея, музыкально-художественный салон и даже музейный комплекс. В виртуальном читальном зале c помощью опытного сотрудника библиотеки мне довелось ознакомиться с нужной литературой в режиме он-лайн и посетить многочисленные залы. Чтение затянулось допоздна, утомив библиотекаря…
Медиафасад библиотеки - светодиодный экран, цветные узоры на котором с захода солнца и до полуночи постоянно меняются. Зрелище это настолько потрясающе яркое, что библиотека видна даже из космоса!
В рамках комплекса мероприятий устроителями была организована обзорная экскурсия по городу.
Троицкое предместье - образцово-показательный район Старого Минска.
Старый город сказочно преображается в свете прожекторов подсветки.
МУЗЫ ИСКУССТВА
Пребывание в Минске удалось разнообразить посещением Центра современного искусства. 14 апреля в рамках MSK Fashion Week состоялось открытие выставки Nude, на которой были представлены живопись, графика, скульптура, фотография художников, работающих в жанре ню.
На выставке Nude.
Nude - красивое название, которое отсылает к классике и в то же время говорит о том, что красота - это не только удел XVII-XVIII века, но и нашей современности.
МУЗА НЕБА
Национальный аэропорт Минск.
По пути домой совершенно неожиданно произошла случайная встреча с еще одной музой - Музой небес. Она явилась в образе привлекательной стюардессы белорусской авиакомпании "Белавиа" рейса 955 Минск – Москва.
Небо – территория муз….
P.S.
Благодарю все созвездие муз которые организовали, провели и украсили данное торжественное мероприятие.
Cпасибо за настоящий праздник дизайна!
Жанна Владимировна, еще раз позвольте высказать вам слова благодарности за неутомимую энергию и заботу о конкурсантах. Желаю вам удачи в проведении всех последующих мероприятий подобного рода.
Особые слова признательности выражаю в адрес своей музы… за вдохновенье… за чтение… за полет…
Текст и фото:
Кирилл Гаврилин