DesigNet.RU
Rambler's Top100
Интервью
Проекты
Аналитика
История
Персоналии
Личный взгляд
Законы, Документы
New product design & development
Designet на [kAk)е
контакты
реклама
о проекте


Команда Designet: наши проекты
Команда Designet: наши проекты
Друзья Designet:
Design-management
Projector-magazine
Дизайн-лекторий
ContestMakers
Simplex Noise
ProjectNext
УралГАХА
Profi2profit
Cardesign
Monitor
eazzy
Kak

ИСТОРИЯ

05 января 2001

Как учат в Швейцарии? Designet в ArtCenter College of Design (Europe), часть 2

Комментариев: 0Добавить свой комментарий
Еда

– Ты приехал в трудное время, у нас заканчивается еда! – сказал мне Володя.
– Не понял, ну и что?
– У нас заканчивается французское масло, яйца, картошка!
– ??? Так пойдем купим новые! 
– Э-э, не все так просто! Вся фишка в том, чтобы купить дешево! Швейцария – самое дорогое место Европы (после Англии – прим. автора). Поэтому за едой мы обычно ездим во Францию. Там все продукты в 2-4 раза дешевле! (А в Италии – еще дешевле – прим. автора)
– Как это?
– А вот так!

Берется серьезный джип, с мощной подвеской – чтоб не проседали рессоры при загруженном едой багажнике, причем со швейцарскими номерами. Все надевают костюмы и галстуки, и берут пару серьезных черных деловых портфелей. И едут через границу в ближайший французский супермаркет. И там… быстро бегая затариваются едой на ближайший месяц! Джип кряхтит, принимая на себя сотню яиц, 10 литров подсолнечного масла, мешок отборной французской картошки и прочую снедь. Потом все, поправив галстуки и сделав серьезные лица, едут обратно. Дело в том, что нельзя ведь так делать! Нужно платить таможенные пошлины на ввоз продуктов! А иначе как поддержать отечественного швейцарского производителя с непомерными ценами? На границе такие машины с серьезными «man in black» легко пропускают без досмотра. Но бывают и осечки – как-то ребятам пришлось заплатить большой штраф за контрабанду. А вы как думали, это называется?

«Мусорные» дни

Швейцария единственная страна в мире, где перерабатывается 80-90% мусора. Как и везде на западе, стоят 4 контейнера для разного трэша. Плюс еще 2 для каких-то его разновидностей. Пару раз в неделю, только в черных мешках (иначе не возьмут), за порог домов выставляется пищевой мусор. Рано утром едет машина и рабочие, как в фильмах, его забирают. В другие пару дней с вечера выставляют за дверь крупногабаритный бытовой хлам – типа диванов, кресел, торшеров, а так же телевизоров и пр. Так вот, студенты, вычислив такие дни, ходят ночью и ищут что-нибудь поприличнее для себя, тем более что это не российская рухлядь. Мне с гордостью показали сложенные на чердаке 3 цветных телевизора, найденных в такие дни – одновременно с просьбой починить хотя бы один из них. Я так и сделал, получив в награду 18 бутылок Гиннеса с собой в обратную дорогу. А ребята поимели андеграудный телевизор – при легальной покупке платится налог на телевещание, а потом еще и за наличие антенны..

Там же на чердаке был найден в отличном состоянии старый хозяйкин видеомагнитофон, типа нашего первого ВМ-12 с верхней загрузкой кассеты. Но настолько раритетный, что обычная кассета в него не лезла. Как оказалось, он был сделан еще до принятия стандарта VHS! Ему каким-то чудом удалось избежать все «мусорные» дни.

Колледж

Колледж оказался маленьким и очень уютным. Всего 2 здания, расположенных рядом – Шато (chateau – замок, местечко – пер. с французского) и Ферма (farm – понятно, что). Они прекрасно отреставрированы и приспособлены под задачи учебного заведения. Шато – вообще 19 века постройки. В нем расположилась администрация, библиотека, 2 компьютерных лаборатории и зал для совещаний. В Ферме – всё остальное –- учебные аудитории, мастерские и маленький дизайн-shop.

image_1

Шато. Библиотека

Рай для дизайнера. Конечно, учась в Свердловском Архитектурном институте, я мог предположить, что где-то есть вся необходимая дизайнеру литература, но увидеть это своими глазами! Никогда в жизни я не видел в одном месте столько дизайнерской литературы! И все было совершенно доступно! Сиди и смотри. А если захочешь что-то отксерить для себя – no probs – тут же стоит мощный ч/б копир Agfa. Только купи карточку с магнитной полосой у библиотекаря –- и ксерь на здоровье (что-то 0,12 SFr ~ 3 рубля за копию)! А на табло видны цифирки оставшихся средств.

Доступ в библиотеку открыт любому человеку, но книги с собой выдаются только студентам. И никакой прописки! Невероятное количество книг очень меня впечатлило, но наиболее интересны были, конечно, журналы – они и занимали одну из комнат. Я начал смотреть, подавляя в себе приступы восторга, удивления и доброй зависти. Невероятно! Там лежали журналы по дизайну, графике и архитектуре со всех стран мира, начиная с Австралии и Японии и заканчивая Аргентиной!!! Это почти все, что выходит в мире на эту тему! Журналы за прошлый год нужно было заказывать в архиве. Я с радостью встретил немногочисленных старых знакомых - Form, Domus, Axis. Это был шок… Я провел там безвылазно несколько дней, жадно поглощая вдруг ставшую доступной бесценную Информацию. На дворе был 95-й год, и в интернете еще почти не было дизайн-контента…

Компьютеры

АртЦентер был прекрасно оборудован компьютерами – угадайте с трех раз, какими? – Правильно, сплошными MAC-ами. Но самыми крутыми были даже не они, а 2 рабочих места CDRS (что-то типа Computer Design Rendering System), по-моему, на базе Silicon. На тот момент они стоили немыслимых денег и были на вооружении только у супер-крутых автомобильных фирм, типа Ford. В самой Пасадене тогда было всего 4 таких места. Как-то приехавшие японские товарищи долго качали головами и цокали языком от удивления – даже у них не было такого. Где их взял АртЦентер, остается загадкой. Но, тем не менее, на них учили студентов. Хотя я так и не попал в комнату, где они находились, зато..

image_3image_2



image_5

Зато однажды утром Володя вспомнил – у меня ведь нет визитки! Ты должен мне помочь! Кто из нас график, я или ты? Я с радостью согласился. Дальше всё происходило так – мы пошли в Шато, где рядом с библиотекой располагалась полутемная комната (как мне показалось, переделанная из бассейна – см. на фото), заставленная в достаточном количестве MAC-ами и обычными Siliconam-и разной мощности, с обширной периферией – сканеры, принтеры, дигитайзеры. Принцип работы тот же – приходишь, находишь незанятую машину, садишься и работаешь. Мы так и сделали. Я сел и за 2 часа в Adobe Illustrator, кажется 6 версии, сделал Пирогу его первую визитку. Конечно же, в строгом стиле швейцарской типографики – а как же еще? Процесс и результат можете наблюдать рядом.

Учеба

Идет, в отличие от нашей, постоянно. То есть 3 семестра в год, хотя никто не мешает тебе один любой семестр пропустить, а потом продолжить дальше. Во пашут! Учатся около 300 ребят со всех стран мира – я помню из Норвегии, Японии, Франции, Германии и даже из Индии. Интернациональность – это политика колледжа. Для тех, кто не уверен в своих силах при поступлении или впервые слышит про портфолио, есть 12-ти недельные подготовительные курсы. А вся учеба длится 8 семестров с преподаванием на английском языке. Поскольку учебные планы совпадают с Пасаденовскими, то существует обменная программа для студентов – можно поехать в Америку на пару семестров.

При поступлении абитуриент с неродным английским должен показать сертификат сдачи TOEFL не ниже 500 ед. И через 3-4 семестра с него требуют новый, причем с повышением счета –- не ниже 550 (как в Оксфорде - прим. автора). И если этого не будет – отчислят за милую душу, даже деньги не помогут – репутация «крутого» колледжу дороже. И вообще, отчисление вполне реально, если не будешь учиться с нормальными оценками. Потом – этот же семестр снова, за свой счет. И если уж снова также – то все, дорога в АртЦентер закрыта навсегда, что в американский, что в швейцарский. Но насколько я знаю, таких прецедентов не было ни разу.

По крутизне считается, что автомобильные дизайнеры самые-самые… Говорят, что число их рабочих мест на всех автомобильных компаниях сейчас уже меньше, чем людей, летавших в космос. Поскольку современный автомобиль представляет собой наиболее высокотехнологичное массовое изделие, то люди, делающие его дизайн, само собой, могут справиться со всем прочим.. Потом идет product дизайн – или просто промышленный дизайн, по-нашему. Communication design забыт совсем, стоит где-то в стороне и выполняет обслуживающую роль для transportation и product дизайна. Вот таков негласный табель о рангах, по моему ощущению, принятый в колледже.

image_4

В большом коридоре-холле на стене были укреплены 2 огромных белых экспо-доски. Внизу каждой из них висела коробочка с наивной надписью, типа «после снятия работ складывайте кнопки обратно». Коробочки были полупустые… Во время учебы разные курсы постоянно что-то сдают – и после даже промежуточных сдач, работы всего курса вывешиваются на этих планшетах. Понятно зачем –- весь колледж видит своих «героев» – зная про такую постоянную публичную развеску уже трудно рисовать плохо… Да и просто интересно – все постоянно видят новые идеи.. За 2 недели там вывешивались какие-то черно-белые графическо-шрифтовые композиции, эскизы домашней электроники, и живописные работы начальных курсов, выполненные в непривычно сочетаемых техниках, например акварель и шариковая ручка, фломастер и пастель… Странно, но как круто..

> Часто старшие группы целый семестр делают проект по конкретному заказу какой-либо фирмы, например итальянского производителя скутеров Piagio (скутер – этот такой маленький юркий мотороллер). АртЦентер берет с фирмы бабки, и в конце семестра серьезные представители после просмотра увозят с собой все результаты, включая промежуточные зарисовки. Работа считается полузакрытой, а некоторые эскизы даже не позволяют включать в портфолио. Фирма же, со своей стороны, предоставляет весь исходный материал – из Италии привозят чертежи, подробное техническое задание на проектирование и, конечно же, сам объект – новенький скутер. Хотя, в общих чертах, задание звучит так – «дизайн скутера Piagio через 20 лет». Как-то после такого проекта во время глобальной уборки колледжа в углу был обнаружен этот злополучный скутер – фирма забыла его забрать. Но из студентов тоже никто не хотел это делать, так как в течение семестра все уяснили, что ездить-то на нем в Швейцарии нельзя! Модель, сделанная специально для горячих итальянских парней, имела кубатуру движка совершенно непозволительную в мирной Швейцарии! Вовка, подумав – эх, пропадает добро! – забрал его себе. Все облегченно вздохнули, а он позже выгодно обменял его на хороший горный велосипед у дизайнера, отъезжающего на работу в Италию.

текст и фото: Владимир Самойлов


Ранее и далее :-)
часть 1 - Как попадают в швейцарию, страна, что такое Арт-центр, место, чистота, как живут студенты
часть 3 - Деньги, ферма, инструменты, традиции
часть 4 - Отношения, выпуск, преподаватели, дизайн-шоп, швейцарская типографика
часть 5 - Бонус трэк: общественный транспорт, девушки, полиция

Официальный сайт ArtCenter College of Design: http://www.artcenter.edu

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОБСУЖДЕНИЕ

Возможность добавления комментариев к публикации закрыта



В ТЕМУ

05 марта 2014

Юрий соловьев. Король дизайна. Часть 2

Последнее при жизни большое интервью с Юрием Борисовичем Соловьевым, основателем и директором ВНИИТЭ – "Империи дизайна в СССР", (продолжение) опубликованное в журнале "Итоги" 27 мая 2013 года. Как делался дизайн в СССР – от первого лица.  далее

Контекст » Персоналии

05 марта 2014

Юрий Соловьев. Король дизайна. Часть 1

Последнее при жизни большое интервью с Юрием Борисовичем Соловьевым, основателем и директором ВНИИТЭ – "Империи дизайна в СССР", опубликованное в журнале "Итоги" 20 мая 2013 года. Думаю, читатели нашего сайта давно знают, что в советские времена дизайна в стране было гораздо больше, чем сейчас...  далее

Контекст » Персоналии

04 апреля 2013

КБ Алексеева
КБ Алексеева

Еще одна публикация Сергея Хельмянова, напечатанная в журнале "Проектор" про малоизвестные страницы отечественного дизайна — создание легендарных судов на подводных крыльях: «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник»...  далее

Контекст » История

26 декабря 2012

Кухня Kokopuu
Кухня Kokopuu

Kokopuu — это, безусловно, решение для тех, чья кухня отнюдь не служебное помещение, а центр жизни дома и гостеприимное пространство, где всегда рады пропустить стакан вина в дружеской компании или всерьез пуститься во все тяжкие кулинарные эксперименты. Мини-статьи про дизайнерскую классику от журнала "Проектор".  далее

Контекст » История

26 декабря 2012

Коллекция Kari
Коллекция Kari

Первые стулья Kari были спроектированы еще в 1969 году, и за прошедшие сорок с лишним лет серия превратилась в одну из самых обширных коллекций мебели для общественных интерьеров. Мини-статьи про дизайнерскую классику от журнала "Проектор".  далее

Контекст » История

КОНКУРСЫ

СОБЫТИЯ

самые актуальные

ГЛАВНОЕ

самое актуальное

01.01.2016

Designet уходит в Facebook

23.12.2015

QUANTUM STUDIO – дизайн-пространство нового поколения

20.11.2015

Архитектура и обмен. В Петербурге прошли Дни финской архитектуры

17.11.2015

Натуралист. Российские предметные дизайнеры в новом кураторском проекте, Спб

17.11.2015

МОДУЛОР 2015: вести с полей + победители биеннале

12.11.2015

Премия в области современного искусства Arte Laguna: прием заявок продолжается – до 12 декабря

| контакты | реклама | о проекте | войти |