DesigNet.RU
Rambler's Top100
Интервью
Проекты
Аналитика
История
Персоналии
Личный взгляд
Законы, Документы
New product design & development
Designet на [kAk)е
контакты
реклама
о проекте


Команда Designet: наши проекты
Команда Designet: наши проекты
Друзья Designet:
Design-management
Projector-magazine
Дизайн-лекторий
ContestMakers
Simplex Noise
ProjectNext
УралГАХА
Profi2profit
Cardesign
Monitor
eazzy
Kak

ИСТОРИЯ

27 июня 2008

Светлана Вагаршаковна Мирзоян

Комментариев: 7Добавить свой комментарий

Образы окружающих человека предметов создают дух места и транслируют черты времени! Что-то необъяснимое отличает предметы, прошедшие мимо, но не оставившие следа в памяти, и предметы, при одном лишь взгляде на которые вдруг вспоминаются далекие дни детства.

Продукты, вышедшие из-под лекала дизайнера Светланы Мирзоян, как раз отличаются тем, что несут заряд энергии, излучающий тот самый «дух времени». Когда вспоминаешь 1970-е годы, память рисует картинки предметного мира того времени. Маршрутное такси, фантастический аэровокзал, необычный автобус-полуприцеп, футуристический алюминиевый трап. Я до сих пор помню, как это все звучало, пахло, выглядело. Автор ярчайших из этих образов - Светлана Мирзоян.

Ленинград. Факты
Светлана Вагаршаковна Мирзоян. Родилась в интеллигентной семье. Папа - врач, мама - биолог. В 1952 году поступила на кафедру скульптуры, отделение художественной обработки металла, в Высшее художественно-промышленное училище (теперь СПбГХПА имени барона А.Л. Штиглица). Дизайн в то время воспринимался именно как художественная обработка металла.

Учеба была отдушиной. Преподавали великие! Архитекторы, скульпторы, мастера были выпускниками Императорской академии художеств, ЦУТР барона Штиглица, Сорбонны. Словом, училище было по-настоящему элитарным вузом, поэтому студенты отдавались учебе полностью.

Есть такое выражение: «В искусство нужно прорываться бандой». И, надо отметить, «банда» подобралась исключительная. В одно время со Светланой учились: Леонид Цоколенко (Волга ГАЗ-21), Валентин Цепов (главный дизайнер ЛОМО), Евгений Одинцов (УАЗ), Олег Фролов (суда на подводных крыльях КБ Алексеева), Марк Демидовцев (ПАЗ, ЛиАЗ, и пр.), В. Кобылинский (семейство грузовиков БелАЗ), К. Кудрявцев (ЗиС). И многие другие. Именно им, послевоенному поколению художников-конструкторов, предстояло создавать новый предметный мир страны, новую эстетику, новую науку.

Годы в ЛВХПУ пролетели быстро, пришло время диплома. Надо сказать, что в то время не так просто было получить разрешение на разработку автомобиля в качестве дипломного проекта. Нужно было проявить себя с лучшей стороны и пройти преддипломную практику на автозаводе. Но, зато это давало возможность после окончания вуза получить работу по этому профилю.


Дипломный проект Светаны Вагаршаковны Мирзоян


Ленинград. Эмоции
Атмосфера в ЛВХПУ всегда была творческая и традиционно демократичная. При всей строгости и требовательности преподаватели как-то по-особенному душевно относились к студентам. Тема дипломного проекта Светланы Мирзоян звучала так: «Новая форма легкового автомобиля и пикап на базе автомобиля "Волга". Как и всегда, Светлана погрузилась в проект основательно и с полной серьезностью. Еще никто не начинал проектировать, а Светлана уже успела несколько раз сделать, испортить и переделать. Руководителем был Иосиф Александрович Вакс. Видя эти мытарства, он сказал: «Светка, ты мне тут дурака-то не валяй, работай!» А на защите дипломного проекта Вакс отметил: «Если бывает идеальный студент, то это Светлана!»

Оканчивая училище, Светлана разослала свой портфолио (как это теперь называется) на несколько предприятий автомобильной промышленности СССР, написав письма с предложением себя в качестве художника-конструктора. Ответы пришли из разных точек Советского Союза. Однажды, проходя по улице, она увидела совершенно необычный объект - микроавтобус RAF "Spriditis". Именно он и определил выбор. Не успев получить диплом, даже не дождавшись выпускного вечера, Светлана отправляется работать на Рижский завод автобусных кузовов (РАФ).



Рига. Факты
В 1959 году недавно созданный завод РАФ, выпускавший до этого экспериментальные, скроенные на скорую руку автобусы, должен был наладить производство серийного микроавтобуса «на уровне лучших мировых образцов». Эту задачу и пришлось решать молодому специалисту Светлане Мирзоян.

Это сейчас над дизайном автомобиля работают коллективы стилистов, дизайнеров, художников. А тогда единственным специалистом по дизайну, эстетике, работающим над автобусом, был художник-конструктор. В рамки его обязанностей входило все: и стиль, и колористические решения, и разработка логотипа, графики рекламных буклетов, и даже защита проекта в министерстве.

Светлана сделала автобус в кратчайшие сроки. Уже в 1960 году за микроавтобус РАФ-977 «Латвия» завод получил премию на автомобильной выставке в Лондоне. Микроавтобус «Латвия» поставлялся во многие страны мира. Было сделано множество его модификаций, бесконечное количество специализированной техники на его базе. В 1961 году РАФ-977 получил премию на автосалоне в Брюсселе, а в 1962 году - в Париже.

В 1962 году в Советском Союзе создали Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с отделениями в шести городах СССР. При каждом работает Специальное художественно-конструкторское бюро (СХКБ). Один из филиалов был открыт и в Риге. Светлана перешла на работу в СХКБ в 1963 году. Это было ценным приобретением для КБ, ведь в тот момент она была единственным дипломированным промышленным дизайнером в Латвии. В КБ подобрался уникальный коллектив. Кроме художников, дизайнеров там были специалисты в области эргономики, психологии, в совете были представители торговли (сейчас мы бы назвали их маркетологами). Пользуясь всеми предоставленными возможностями, Светлана активно работает, ее проекты принимаются к производству по всей стране. Список работ бесконечен. Электротягачи и электропогрузчики; пылесосы бытовые и промышленные; станки; столовые приборы и посуда; телефонные аппараты VEF; скоростной поезд ЭР-200; осветительное оборудование; мебель.

С 1964 года Светлана начинает сотрудничать с 85-м заводом гражданской авиации (ГА). Тогда там сконцентрировались лучшие специалисты по транспорту и оборудованию аэродромов. В тесном сотрудничестве с главным конструктором завода Владимиром Федоровичем Рентелем Светлана проектирует целую гамму перронного транспорта для аэродромов. Были и эксклюзивные разработки. Например, авиационный трап-эскалатор для Л.И. Брежнева.

В это время она пишет диссертацию по теме «Принципы комплексного решения проблемы: пассажир-борт самолета (художественно-конструкторские аспекты)». Живет между Ленинградом, Москвой и Ригой. Благодаря работе над диссертацией Светлана знакомится с ведущими специалистами в области аэродромного оборудования - А. Жуком (автором аэровокзала Пулково-1), Г. Крюковым (архитектором аэровокзального комплекса Шереметьево-2). Сотрудничество с заводом № 85 ГА, с Государственным НИИГА и работа над диссертацией делают Светлану ключевым специалистом по дизайну перронной техники в СССР. В перспективных разработках того времени отечественная аэродромная техника шагнула далеко вперед. Но косность советской экономики не позволила все самое передовое запустить в серию. Например, Светланой (совместно с В.Ф. Рентелем) была выдвинута концепция доставки пассажиров на борт самолета при помощи автобуса с поднимающимся кузовом. При утверждении этой идеи министр ГА СССР заявил: «Зачем нам такое, когда даже на Западе нет ничего похожего?» К московской Олимпиаде 1980 года Аэрофлоту пришлось импортировать подобное оборудование. В этот период Светлана проектирует и запускает в серию многочисленное оборудование для авиационной техники, автобусы, моечные и транспортные машины, автопоезда для перевозки пассажиров, топливозаправщики для самолетов, автолифт для доставки питания на борт авиалайнера.



Рига. Эмоции
Завод РАФ в то время находился в самом центре города. Утопавший в зелени, ухоженный, с потрясающей культурой труда. Сотрудники инженерно-технических должностей по графику должны были дежурить на заводе в выходные дни. Пришло время Светланы. Гуляла по заводу, читала, вдруг вахтер вызывает на проходную. Интеллигентного вида мужчина: «Здравствуйте, мы договаривались с Леонидом Ивановичем Застером (главным инженером завода) о том, что он даст мне автобус, а сейчас не могу дозвониться до него, выручайте». Пользуясь своей «властью», невзирая на возмущение вахтерши, Светлана разрешила взять автобус с условием, что к 7 часам вечера он будет возвращен. Через некоторое время наступило осознание, что автобус отдан незнакомому человеку, у которого даже документов не посмотрела. Это был самый ужасный день в жизни... И когда наконец наступили заветные 7 часов и мужчина вернул автобус, как договаривались, у «главного дизайнера» упал камень с души. Благодарностей и фраз типа «Я ваш должник» Светлана уже не слышала. Слава Богу, все обошлось!

Прошло некоторое время. Светлана вместе с главным инженером и главным конструктором РАФа, погрузившись в свеженький микроавтобус, отправились в Москву, в Министер-ство автомобильной промышленности СССР демонстрировать свое детище. Огромное здание на набережной, мраморные лестницы, интерьеры, подавляющие и делающие человека «букашкой». Веселые на протяжении всей дороги спутники Светланы сжались на пороге приемной министра. Огромный кабинет, ковер, портрет Ленина. Из-за стола встает тот самый мужчина (министр автомобильной промышленности СССР Лапин) и, игнорируя руководство завода, подбегает к Светлане. «Светочка, я так рад вас видеть! Вы меня так выручили тогда! Чай? Кофе?» Проводит к столу. Тут все тайное и стало явным. «Главному дизайнеру» потом сильно попало!

Ленинград. Петербург. Факты
В 1983 году Светлана возвращается в Ленинград. Она уже состоявшийся, уважаемый дизайнер. Член Союза художников (секция дизайна). В ее портфолио порядка 40 патентов на промышленные образцы. Она известный, признанный специалист, поэтому ее с радостью приглашают работать в СХКБ при Ленинградском филиале ВНИИТЭ. Тем более что за нее ходатайствуют Дмитрий Азрикан (начальник отдела перспективных разработок союзного ВНИИТЭ) и Светлана Сильвестрова (зам. главного редактора журнала «Техническая эстетика»). Однако так складываются обстоятельства, что Светлана начинает работать в Музейно-выставочном совете Комбината живописно-оформительского искусства при Союзе художников. Благодаря проектам по всей стране она входит в круг уже не только дизайнерской, но и художественной элиты Советского Союза.
Еще в Риге Светлана преподавала на высших курсах повышения квалификации дизайнерских кадров СССР. Учитывая и этот опыт, в 1984 году Светлану приглашают преподавать в ЛВХПУ им. В. Мухиной на факультет «Промышленное искусство». Здесь начинается новый этап жизни. Светлана наконец-то заканчивает и защищает диссертацию. Как всегда, активно работает. Целая когорта известных теперь людей может назвать ее своим Учителем.

Петербург. Эмоции
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. барона А.Л. Штиглица. Факультет дизайна. Аудитория на третьем этаже перегорожена кульманами. По стенам бесконечное количество проектов, макеты, эскизы... За столом профессор кафедры промышленного дизайна Светлана Вагаршаковна Мирзоян. Что-то пишет, встает мне навстречу. «Сереженька! Я, конечно, покажу вам свой портфолио, но сейчас это все выглядит очень наивно. Надо учитывать, что тогда многих из этих предметов не существовало как класса...»


Проект автолифта:








Перронный автобус, 1978 г.:








Автомобиль-погрузчик, 1968 г.


Проект аэродромного автопоезда:








Бутылка, 2000 г.


Горнолыжные очки


Горнолыжные очки


Канцелярский набор, 1971 г.


Набор для пикника, 1975 г.


Набор для специй, 1969 г.


Набор столовый, 1966 г.


Набор столовый, 1966 г.


Настольный прибор, 1969 г.


Настольный прибор, 1969 г.


Набор для специй, 1971 г.


Солнцезащитные очки, 1980-1981 г.


Солнцезащитные очки, 1980-1981 г.


Солнцезащитные очки, эскиз, 1980-1981 г.


Фонарик, 1969 г.


Фонарик, 1969 г.


Фонарик, 1969 г.


Подогреватель детского питания


Подогреватель детского питания


Пылесос "Чайка", 1963 г.


Столовый прибор, 1965 г.


Столовый прибор, эскиз, 1965 г.


Термос с широким горлом


Термос модульный


Фонарики, 1970 г.


Фонарь, 1968 г.


Умывальник, 1983 г.


Светильник, 1979 г.


Светильник, 1979 г.


Светильник, 1979 г.


Светильник, 1979 г.


Светильник, 1979 г.


Электропогрузчик


Концепт поезда ЭР-200, 1964 г.





"Латвия", логотип, 1960 г.


"РАФ", логотип, 1960 г.


Микроавтобусы РАФ, 1960 г.:

















РАФ для ВДНХ




РАФ - скорая помощь




РАФ, элементы дизайна






РАФ, оформление салона


РАФ, графика для полиграфии:



























Статья опубликована в журнале "Проектор", №3
Текст: Сергей Хельмянов
Фотографии: из архива С.В. Мирзоян

Любое воспроизведение материалов статьи без письменного разрешения редакции запрещено.

ПОДЕЛИТЬСЯ

КОММЕНТАРИИ DN

Кто-то еще сомневается что дизайн в СССР был? :-)

Перепечатанная статья дополнена изображениями, не вошедшими в бумажную версию журнала.
Редакция Designet.ru благодарит Митю Харшака, издателя журнала "Проектор", за предоставленный материал.

ОБСУЖДЕНИЕ

  27.6.2008 |
...эх как я в детстве мечтал что тоже буду в белом халате да за кульманом, но вышло все иначе =)
  27.6.2008 |
da, eto Moi PROFF bila v MYXE
  29.6.2008 |
Уважаемая Светлана Вагаршаковна, спасибо Вам за наше счастливое детство! :0)
Шутка юмора. И я один курс отучился у С.В. Хотелось бы пожелать здоровья и педагогической независимости. И, кстати, не обижайтесь, но зачем было из моего курсового проекта - трамвая выдирать кресла? Неужели они Вам так понравились?
Всего хорошего!
  2.7.2008 |
Светлана Вагаршаковна постоянно удивляет! Дальнейших Успехов!
  3.7.2008 |
классная графика! Прямо как у Ю.Долматовского, но своеобразная
  3.7.2008 |
Ого! Не видел и половины этих работ, хотя знаю Светлану Вагаршаковну очень давно (мой преподователь в Мухе). Мало того, что она Учитель дизайна, с большой буквы, она еще и очень скромная!!!!!! Спасибо ей огромное за ВСЕ!
  23.1.2011 |
Сергей, молодец!

Возможность добавления комментариев к публикации закрыта



В ТЕМУ

05 марта 2014

Юрий соловьев. Король дизайна. Часть 2

Последнее при жизни большое интервью с Юрием Борисовичем Соловьевым, основателем и директором ВНИИТЭ – "Империи дизайна в СССР", (продолжение) опубликованное в журнале "Итоги" 27 мая 2013 года. Как делался дизайн в СССР – от первого лица.  далее

Контекст » Персоналии

05 марта 2014

Юрий Соловьев. Король дизайна. Часть 1

Последнее при жизни большое интервью с Юрием Борисовичем Соловьевым, основателем и директором ВНИИТЭ – "Империи дизайна в СССР", опубликованное в журнале "Итоги" 20 мая 2013 года. Думаю, читатели нашего сайта давно знают, что в советские времена дизайна в стране было гораздо больше, чем сейчас...  далее

Контекст » Персоналии

04 апреля 2013

КБ Алексеева
КБ Алексеева

Еще одна публикация Сергея Хельмянова, напечатанная в журнале "Проектор" про малоизвестные страницы отечественного дизайна — создание легендарных судов на подводных крыльях: «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник»...  далее

Контекст » История

26 декабря 2012

Кухня Kokopuu
Кухня Kokopuu

Kokopuu — это, безусловно, решение для тех, чья кухня отнюдь не служебное помещение, а центр жизни дома и гостеприимное пространство, где всегда рады пропустить стакан вина в дружеской компании или всерьез пуститься во все тяжкие кулинарные эксперименты. Мини-статьи про дизайнерскую классику от журнала "Проектор".  далее

Контекст » История

26 декабря 2012

Коллекция Kari
Коллекция Kari

Первые стулья Kari были спроектированы еще в 1969 году, и за прошедшие сорок с лишним лет серия превратилась в одну из самых обширных коллекций мебели для общественных интерьеров. Мини-статьи про дизайнерскую классику от журнала "Проектор".  далее

Контекст » История

КОНКУРСЫ

СОБЫТИЯ

самые актуальные

ГЛАВНОЕ

самое актуальное

01.01.2016

Designet уходит в Facebook

23.12.2015

QUANTUM STUDIO – дизайн-пространство нового поколения

20.11.2015

Архитектура и обмен. В Петербурге прошли Дни финской архитектуры

17.11.2015

Натуралист. Российские предметные дизайнеры в новом кураторском проекте, Спб

17.11.2015

МОДУЛОР 2015: вести с полей + победители биеннале

12.11.2015

Премия в области современного искусства Arte Laguna: прием заявок продолжается – до 12 декабря

| контакты | реклама | о проекте | войти |