DesigNet.RU
Rambler's Top100
Интервью
Проекты
Аналитика
История
Персоналии
Личный взгляд
Законы, Документы
New product design & development
Designet на [kAk)е
контакты
реклама
о проекте


Команда Designet: наши проекты
Команда Designet: наши проекты
Друзья Designet:
Design-management
Projector-magazine
Дизайн-лекторий
ContestMakers
Simplex Noise
ProjectNext
УралГАХА
Profi2profit
Cardesign
Monitor
eazzy
Kak

ИСТОРИЯ

16 марта 2007

Шуховской башне - 85 лет!

Комментариев: 4Добавить свой комментарий
19 марта 2007 года Шуховской башне на Шаболовке исполнится 85 лет. Эта уникальная гиперболоидная сетчатая конструкция, впервые построенная по проекту великого русского инженера В. Г. Шухова, породила множество аналогичных сооружений, по сей день является эталоном для архитектурных школ всего мира и во всем цивилизованном мире признается одним из самых выдающихся достижений инженерной мысли. Первая в истории Шуховская башня, разумеется, является памятником архитектуры и инженерного искусства мирового масштаба.



Историческая справка

Самой знаменитой работой Владимира Григорьевича Шухова является радиобашня на улице Шаболовка в Москве, построенная по его проекту и под его руководством и известная во всем мире под вполне заслуженным именем «Шуховская башня». Эта башня принесла своему создателю настоящую мировую славу, самым наглядным образом являясь шедевром инженерного искусства, выдающимся достижением инженерной мысли, выраженной в лаконичной, естественной и исключительно красивой форме. Шуховская башня в Москве - это такое же устойчивое и понятное всем выражение, как Эйфелева башня в Париже. Кстати, только трудный период российской истории и нехватка металла не позволили Шуховской башне своим размером превзойти Эйфелеву, и она оказалась, в итоге, более чем в два раза ниже задуманной высоты в 350 м.

Постановление о строительстве башни было принято в 1919 году. Необходимость ее сооружения была вызвана тем, что построенная в Москве в 1914 году (в начале Первой Мировой войны) Ходынская радиостанция не могла обеспечить передачу постоянно растущих объемов радиограмм из столицы. В 1919 г. воздвигли три антенные опоры-мачты с деревянными стволами высотой по 150 м, которые поддерживались многоярусными наклонными стальными оттяжками. В том же году одну из мачт нечаянно задел почтовый самолет, и она рухнула на землю. Было принято решение на месте упавшей мачты построить металлическую свободно стоящую антенную опору-башню без оттяжек.



В том же 1919 году Шухов предложил проект башни, представляющей собой сетчатую оболочку в форме однополостного гиперболоида вращения. Подобные конструкции были апробированы Шуховым еще в 1896 году, когда была создана его первая 25-метровая гиперболоидная башня. Она была сооружена для Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде и впоследствии была куплена известным меценатом того времени Ю. С. Нечаевым-Мальцевым (на чьи деньги был построен Музей изящных искусств, ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина), чтобы быть установленной в его имении Полибино (сейчас находится на территории Липецкой области).

По первоначальному проекту Шуховская радиобашня на Шаболовке имела высоту 350 метров и расчетную массу в 2200 тонн, то есть была значительно легче Эйфелевой башни, которая при высоте 305 метров весит 7300 тонн. Но в годы Гражданской войны правительство так и не смогло найти достаточного количества стальных профилей для реализации первого проекта башни. Шухов был вынужден разработать второй проект башни высотой 148,5 метров и расчетной массой 240 тонн, что почти в 10 раз меньше первоначального проекта. Позже, с установкой двух траверз и флагштока высота Шуховской башни достигла 160 метров. Круглый конусный корпус башни состоит из 6 секций высотой 25 метров каждая. Нижняя секция установлена на бетонном фундаменте диаметром 40 метров и глубиной 3 метра. Строительство башни велось телескопическим методом - без лесов и подъемных кранов. Верхние секции по очереди собирались внутри нижней и при помощи блоков и лебедок поднимались друг на друга.



Стальная оболочка Шуховской башни на Шаболовке благодаря своей сетчатой структуре испытывает минимальную ветровую нагрузку, представляющую главную опасность для высотных сооружений. Секции башни - однополостные гиперболоиды вращения, сделанные из прямых балок, упирающихся концами в кольцевые основания. Ажурная стальная конструкция сочетает в себе прочность и легкость: на единицу высоты Шуховской башни израсходовано в три раза меньше металла, чем на единицу высоты Эйфелевой башни в Париже.

19 марта 1922 уникальная антенная башня на Шаболовке вступила в строй. За свою более чем 80-летнюю историю Шуховская башня служила опорой для антенн крупных радио и телевизионных станций: Московской радиотелеграфной станции, 40-киловаттной радиовещательной станции «Большой Коминтерн», Московского телевизионного центра.

С Шуховской башней связаны первые шаги отечественного электронного телевидения. В 1936 г., когда приступили к созданию Московского телецентра, на ней было решено установить передающую телевизионную антенну. В конце 1937 г. с Шуховской башни начались опытные телевизионные передачи, а с марта 1939 г. приступил к регулярной работе Московский телевизионный центр (МТЦ) с разложением изображения на 343 строки.

В 1939 году в толстый трос, который был протянут под углом от вершины башни до земли, врезался одномоторный самолет, летевший на малой высоте. Самолет начал разваливаться на куски и упал неподалеку во дворе жилого дома. Летчики погибли, но других жертв, к счастью, не было. Башня получила сильный удар, но устояла благодаря удивительной прочности конструкции. Проведенная экспертиза показала, что ей даже не потребовался ремонт.

Впоследствии, когда в 60-67 гг. была построена Останкинская башня, основное телевизионное вещание было постепенно перенесено на нее. Однако в 2000 году, когда на Останкинской башне произошел пожар, передатчики снова установили на башне на Шаболовке, и в течение почти 1,5 лет «старшая сестра» выручала основные телевизионные каналы.



Конструкции гиперболической формы использовали в своём творчестве такие знаменитые архитекторы, как Антонио Гауди, Ле Корбюзье, Оскар Нимейер. Авторами проектов современных сетчатых оболочек являются Фрай Отто, Норман Фостер, Френк Гери, Сантьяго Калатрава.

С ноября 2005 года в Гуанчжоу (Китай) ведется строительство 450-метровой гиперболоидной сетчатой "шуховской башни" со шпилем высотой до 610 метров, которая после завершения ее строительства в 2009 году станет самым высоким передающим и наблюдательном объектом в мире.



Мировое значение Шуховской башни подтверждают экспозиции её макетов на престижных архитектурных выставках Европы последних лет. На выставке «Инженерное искусство» в центре Помпиду в Париже изображение Шуховской башни использовалось как логотип, в каталоге выставки ей посвящено шесть страниц. На выставке «Лучшие конструкции и сооружения в архитектуре XX века» в Мюнхене в 2003 году был установлен позолоченный шестиметровый макет Шуховской башни. Международная научная конференция «Heritage at Risk. Сохранение архитектуры XX века и Всемирное наследие», прошедшая в Москве в апреле 2006 года с участием 170 специалистов из 30 стран мира, признала Шуховскую башню объектом всемирного наследия.


Об уничтожении Шуховских конструкций

Реализованные работы В.Г.Шухова представляют собою внушительный пласт отечественного наследия в области архитектуры и инженерии. К сожалению, большая часть этих выдающихся сооружений уже утрачена или находится в плачевном состоянии.

С 1878 по 1939 год на территориях Российской Империи и СССР по проектам В.Г.Шухова было построено:

- около 1600 километров трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов;
- более 10000 стальных цилиндрических резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов;
- более 100 стальных цилиндрических газгольдеров для хранения газа;
- около 90 речных танкеров (нефтеналивных барж);
- более 8000 паровых котлов системы Шухова;
- более 500 стальных мостов;
- более 200 стальных сетчатых гиперболоидных башен;
- более 100 конструкций промышленных и железнодорожных зданий;
- более 100 перекрытий общественных и гражданских зданий.

Из этого огромного количества до наших дней дожили только около 30 конструкций, две трети из которых имеют статус памятника архитектуры, охраняемого законом. Однако, многие уникальные, признанные, вошедшие в зарубежные учебники конструкции Шухова несмотря на охрану по закону были разрушены некомпетентными действиями ответственных лиц или разворованы на металлолом.

В конце 80-х годов был уничтожен круглый павильон-ротонда с висячим сетчатым покрытием, построенный Шуховым для Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде 1896 года и впоследствии перевезенный в Ессентуки.

В эти же годы были утрачены подлинные конструкции купола гостиницы «Метрополь», Петровского пассажа, картинной галереи Училища живописи, ваяния и зодчества (ныне одноименная академия, возглавляемая И. С. Глазуновым) в Москве.

Одну за другой снесли сетчатые водонапорные башни в Коломне, Ярославле, Подольске и Краснодаре.

В 2002 году без всякого обоснования и разрешительной документации начался демонтаж покрытия в здании гаража для автобусов на Бахметьевской улице (троллейбусный парк № 3 на ул. Образцова), являющемся совместным произведением В. Г. Шухова и архитектора К. С. Мельникова. Благодаря вмешательству архитектурной общественности и разгоревшемуся скандалу дальнейшее разрушение памятника удалось остановить, но 12 легких большепролетных шуховских ферм - треть от общего их количества - были демонтированы и заменены новоделом в полном соответствии с установившейся в последнее время в Москве «реставрационной» традицией.

В 2003 был проведен демонтаж шуховских конструкций дебаркадера Киевского вокзала. Вот, что сегодня пишут об этом в книге «Хроника уничтожения старой Москвы: 1990-2006: «При реконструкции почти все подлинные шуховские арки были заменены сварными арками из современной стали. Памятник был фактически утрачен - притом, что о проблемах дебаркадера было давно известно. В 1995-1996 годах стойки арок уже лечили от коррозии и покрывали специальными составами. Исследования 1990-х годов говорили не более, чем о 20% коррозийного износа конструкций, что позволяло тогда в целом сохранить уникальный памятник инженерного искусства, заменяя отдельны е поврежденные части. Но МПС и Московская железная дорога дождались 2003 года, когда коррозия достигла критических отметок. Ссылки на дефолт и нехватку средств звучали неубедительно, если вспомнить, что здание МЖД на Краснопрудной улице - отнюдь не в руинах, офисный комплекс на Разгуляе поражает воображение, а бюджет московской футбольной команды «Локомотив», по данным спортивной прессы, измеряется миллионами долларов. При этом на современное спасение подлинного шуховского дебаркадера средств не нашлось».



128-метровая шуховская башня на Оке - одна из двух остававшихся уникальных гиперболоидных опор линии электропередач НиГРЭС под Нижним Новгородом - весной 2005 года была преднамеренно разрушена на металлолом.

Трамвайное депо, построенное по проекту В. Г. Шухова на ул. Шаболовка, было снесено в 2006 году для постройки на его месте элитного жилого комплекса.




Итог

За 85 лет своей эксплуатации Шуховская башня ни разу не реставрировалась. По свидетельствам специалистов, башня находится в большой опасности, а вместе с ней опасности подвергается и исторический облик Москвы, и образ России в глазах мирового сообщества.

На территории, прилегающей к башне, Фонд ШУХОВСКАЯ БАШНЯ предлагает создать современный музейный, деловой, технологический и культурный комплекс - Шуховский Центр. Осуществление подобного проекта восстановит доступность данного квартала Москвы в качестве зоны архитектурного туризма и, тем самым, привлечет средства, необходимые для реставрации и содержания памятника в должном состоянии.


Подробную информацию Вы найдете на сайте Музея архитектуры http://muar.ru/
Адрес музея:
119019 Москва, ул. Воздвиженка, д.5
Метро: «Библиотека им. Ленина», «Арбатская», «Александровский сад»
Справки по телефону: 290-05-51

Подробные сведения о Владимире Григорьевиче Шухове (1853-1939),
великом русском инженере, можно найти
на сайте Фонда ШУХОВСКАЯ БАШНЯ http://www.shukhov.ru/

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОБСУЖДЕНИЕ

  19.3.2007 |  |  
Иногда поражает, какие фантастические вещи удавалось создавать инженерам прошлого - при тогдашних технологиях.
И не менее удивляет агрессия, с какой эти символы простоты и надёжнности уничтожаются сейчас в угоду гламуру и потреблядству.
  20.3.2007 |  |  
Шуховская башня - это то, чем Россия может пока гордится. Время сейчас такое, что становиться больше оснований для стыда, чем для гордости.
Если башню реставрировать, до сохраним ещё один повод для гордости и достойный пример потомкам.
Обсуждение путей сохранения и реставрации башни проходит в топике:
http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=438477
  20.3.2007 |  |  
История с наследием Шухова - только одна из сонма того, что преднамеренно уничтожается и, увы, во многом уничтожено безвозвратно в угоду мелким корыстным интересам царьков разного калибра, способных зарабатывать только на распиле и разворовывании, а не на созидании. Та же история с убитой архитектурой и атмосферой старой Моск ... показать все
  18.4.2008 |  |  
Башню в Краснодаре не сносили, она цела! Проверяйте информацию перед публикацией!

Возможность добавления комментариев к публикации закрыта



В ТЕМУ

05 марта 2014

Юрий соловьев. Король дизайна. Часть 2

Последнее при жизни большое интервью с Юрием Борисовичем Соловьевым, основателем и директором ВНИИТЭ – "Империи дизайна в СССР", (продолжение) опубликованное в журнале "Итоги" 27 мая 2013 года. Как делался дизайн в СССР – от первого лица.  далее

Контекст » Персоналии

05 марта 2014

Юрий Соловьев. Король дизайна. Часть 1

Последнее при жизни большое интервью с Юрием Борисовичем Соловьевым, основателем и директором ВНИИТЭ – "Империи дизайна в СССР", опубликованное в журнале "Итоги" 20 мая 2013 года. Думаю, читатели нашего сайта давно знают, что в советские времена дизайна в стране было гораздо больше, чем сейчас...  далее

Контекст » Персоналии

04 апреля 2013

КБ Алексеева
КБ Алексеева

Еще одна публикация Сергея Хельмянова, напечатанная в журнале "Проектор" про малоизвестные страницы отечественного дизайна — создание легендарных судов на подводных крыльях: «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник»...  далее

Контекст » История

26 декабря 2012

Кухня Kokopuu
Кухня Kokopuu

Kokopuu — это, безусловно, решение для тех, чья кухня отнюдь не служебное помещение, а центр жизни дома и гостеприимное пространство, где всегда рады пропустить стакан вина в дружеской компании или всерьез пуститься во все тяжкие кулинарные эксперименты. Мини-статьи про дизайнерскую классику от журнала "Проектор".  далее

Контекст » История

26 декабря 2012

Коллекция Kari
Коллекция Kari

Первые стулья Kari были спроектированы еще в 1969 году, и за прошедшие сорок с лишним лет серия превратилась в одну из самых обширных коллекций мебели для общественных интерьеров. Мини-статьи про дизайнерскую классику от журнала "Проектор".  далее

Контекст » История

КОНКУРСЫ

СОБЫТИЯ

самые актуальные

ГЛАВНОЕ

самое актуальное

01.01.2016

Designet уходит в Facebook

23.12.2015

QUANTUM STUDIO – дизайн-пространство нового поколения

20.11.2015

Архитектура и обмен. В Петербурге прошли Дни финской архитектуры

17.11.2015

Натуралист. Российские предметные дизайнеры в новом кураторском проекте, Спб

17.11.2015

МОДУЛОР 2015: вести с полей + победители биеннале

12.11.2015

Премия в области современного искусства Arte Laguna: прием заявок продолжается – до 12 декабря

| контакты | реклама | о проекте | войти |