DesigNet.RU
Rambler's Top100
Интервью
Проекты
Аналитика
История
Персоналии
Личный взгляд
Законы, Документы
New product design & development
Designet на [kAk)е
контакты
реклама
о проекте


Команда Designet: наши проекты
Команда Designet: наши проекты
Друзья Designet:
Design-management
Projector-magazine
Дизайн-лекторий
ContestMakers
Simplex Noise
ProjectNext
УралГАХА
Profi2profit
Cardesign
Monitor
eazzy
Kak

АНАЛИТИКА

02 августа 2002

Буквы за деньги или где купить шрифты

Комментариев: 0Добавить свой комментарий



Большое предисловие

Надеюсь, для всех уже не секрет, что качественные модные шрифты не берутся с дисков на Горбушке и не скачиваются на халяву из сети. Они покупаются. И часто степень крутизны дизайна определяется именно применением новых актуальных фонтов. Чем и отличаются в большинстве свом работы продвинутых дизайн-студий от остальных, использующих базовую библиотеку ПараГрафа (ныне – ParaType), уворованную в лихие постперестроечные времена.

Для нас уже давно стало критерием общей оценки дизайнера отношение его к работе со шрифтом. Берешь какой-нибудь новый журнал в руки и смотришь – чем набран? В лучшем случае прагматикой. Полным или частичным отсутствием шрифтовой культуры часто грешат провинциальные издания, для которых покупка базового набора лицензионных фонтов – что-то просто запредельное. На это не выделят ни копейки. Зачем? На диске за 3$ все есть!

Нашей самой мощной шрифтовой компании ParaType можно даже устраивать «юридический чёс» – за пределами Садового кольца их ждет просто Клондайк! Если начать судиться с издательствами по поводу использования нелицензионных шрифтов, то вскоре можно будет забыть про изготовление новых, а зарабатывать деньги только на этом. Зная конкретно ситуацию в городе Перми, могу сказать, что ведущие издательства до сих пор пользуются ворованными шрифтами, и даже не подозревают, что нарушают чьи-то права. А газеты и журналы выходят каждый день в тысячах экземпляров… Это вам не маленькая дизайн-студия, тихо обслуживающая своих заказчиков, тут – все на потоке!

Не будем говорить об исключениях, типа ведущих глянцевых журналов а-ля Playboy, Officiel и прочих – для них уже давно все шрифты делаются специально.

Хочется упомянуть историю, широко ходящую в узких дизайнерских кругах, услышанную от Владимира Ефимова (одного из лучших шрифтовиков компании Паратайп). Суть в том, что банк России, использовав на своих банкнотах шрифт AdverGothic, русифицированный в свое время еще Параграфом, так и не удосужился купить на него лицензию! Есть, конечно, нюансы, но суть такова. Так что деньги, которые у всех в кармане, набраны такими же ворованными шрифтами, как и многое другое! Если на таком уровне это проходит, что уж говорить про всех остальных!




Кто же их делает?

К настоящему времени на рынке остались 2 основных игрока – живучий Paratype и относительно молодой LetterHead.

Paratype

Занимается только шрифтами. Все уже знают, что большая часть того, что стоит на наших компьютерах сделана именно этой фирмой, а к нам попала практически бес-…. Тихо, ти-хо… Делают они все очень основательно, правильно. Короче, как нужно. Благо, более чем 10-летний опыт (старейшие на рынке!) позволяет отладить все юридические тонкости процесса. Однако, иногда эта основательность переходит в некую неповоротливость. Это, на наш взгляд, относится к негибкой политике продаж и выбору шрифтов для русификации.

Ругать их за это не нужно, лучше воспринимать как особенности. Как и то, что они занимаются многими шрифтовыми проектами, больше культурными, чем коммерческими. Например, оцифровкой российского шрифтового наследия. Эх, да за это бы памятник им поставить…

Letterhead

Это небольшая графическая дизайн-студия, которая делает модные современные шрифты. Просто им это нравится, да и умеют хорошо к тому же. Много интересных собственных разработок. Постоянных авторов трое – Юрий, Валерий Голыженков и Илларион Гордон. Валерий, кстати, еще является куратором рубрики «Портфолио» в журнале Publish.

Делается все достаточно быстро. Как-то после рюмочки коньяку, Юрий заявил – Принесите нам 6 латинских букв из шрифта (не помню каких, правда) который вам нужен – и мы вам его за месяц сделаем! Хотя, наверное, и без коньяку он сказал бы то же самое… А на сайте прямо написано: студия выполняет работы по созданию эксклюзивных (в том числе оригинальных) шрифтов на заказ.

Из самых видных в сети работ – это шрифт Артемиус (а как же по другому) для студии Артемия Лебедева. Методично делаются начертания, и в планах – сделать его самым развитым семейством из Леттерхедовских наборных шрифтов. Сами они про это пишут так: «Проект является уникальным. Впервые в России в пост-советское время сделана оригинальная, не имеющая прототипов, не переводная пара антиква – гротеск.» Для тех, кто понимает… :



Мы и сами как-то прикупали шрифтецов у Буквоголовых. Фарер брали, Hot Sauce и Rough, Две Круглых опять же. Технические проблемы, типа в Word-e буковок не видать, решались в рабочем порядке. В общем, мы остались довольны, а теперь и вам советуем. При покупке вам дается лицензия и веселая наклейка «Head in Order» – Голова в порядке, в отличие от правильной, серьезной и юридически грамотной паратайповской «Пользователь «ParaType» in legal use».



Еще шрифты можно прикупить

у Александра Тарбеева, г. Москва (шрифты нам нравятся)
http://www.plugcom.ru/~atarbeev

в дизайн-студии Василия Шишкина, г. Питер (шрифты нам не нравятся) http://www.shishkin.ru

Что значит не нравятся? На наш взгляд, шрифты не сильно модные (хотя хотят таковыми казаться) а многие графемы спорные и режут глаз… Хотя в частной беседе Юрий Гордон заметил, что начертание определенных русских букв, таких как д, ж, к, л, м, т, э в настоящее время находится на большом перепутье, и появление подобных вариантов – тому свидетельство. Может быть, но я бы такие в работе не стал использовать, мне они кажутся просто неграмотно сделанными.

Впрочем, смотрите сами. Именно поэтому среди основных направлений работы «ПараТайпа» сегодня не только создание новых шрифтов, но и адаптация лучших гарнитур прошлого.

Да… Вроде и повод-то был небольшой, а как рука разошлась



Напоследок

Где почитать про шрифты на русском

www.paratype.ru
Ведущая российская шрифтовая студия.

Можно внимательно изучить все что понравится - качество и упорядоченность информации гарантируем. Хороша коллекция анонсированных ссылок.
Обратите внимание на закопанный в недрах сайта электронный журнал по шрифту, типографике и графическому дизайну Де(-)Фис. К сожалению, последний номер вышел ровно год назад :-(

www.letterhead.ru
Менее ведущая российская шрифтовая (+ графически-дизайнерская) студия. Сайт сделан легко и непринужденно. В разделе «Разное» найдите периодическое издание «Пробел». Тексты спорные и явно субъективные, что как раз характеризует веселый характер и стиль работы студии.

http://typo.mania.ru
Сайт посвящен вопросам теории и истории шрифта, а также практике его применения. Как и многие подобные некоммерческие проекты, обновляется нерегулярно. Из полезной информации – словарь шрифтовых терминов на русском.

http://vedi.d-s.ru/news.htm
Независимый центр по разработке и распространению кириллических шрифтов. За громким названием скрывается по большей части любительский дизайн и такая же идеология. Хотя попадаются вполне качественные работы. Из полезного – неплохая подборка статей и обзоров, а так же коллекция аннотированных ссылок на шрифтовые ресурсы по всему свету.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОБСУЖДЕНИЕ

Возможность добавления комментариев к публикации закрыта



В ТЕМУ

22 октября 2011

Репортаж по итогам Moscow Design Week 2011, часть 2

В этой части содержится все лучшее, что было найдено нами в течение Недели. С большим количеством фотографий.  далее

Контекст » Аналитика

18 октября 2011

Moscow Design Week 2011
Репортаж по итогам Moscow Design Week 2011, часть 1

Moscow Design Week 2011, организаторы которой заранее анонсировали еще более звездный состав участников, чем в первый раз, состоялась. Делимся наблюдениями, впечатлениями и выводами: что ожидали, что получили, а чего так и не нашли. В двух частях с эпилогом.   далее

Контекст » Аналитика

25 февраля 2011

Интервью с Сергеем Смирновым об исследовании дизайн-трендов для компании LG.
Исследование дизайн-трендов для компании LG. Интервью с Сергеем Смирновым

Интервью с Сергеем Смирновым об исследовании дизайн-трендов для компании LG. - "Цели проекта были вполне конкретными – не просто рассказать о тайнах русской души, а фактически представить дизайн-стратегию компании LG на российском рынке и разложить ее по точным цветам, материалам и фактурам".  далее

Контекст » Аналитика

04 февраля 2011

Итоги исследования Brunel University: Будущее дизайн-консалтинговых компаний.  | 4

Британские исследователи попытались определить будущее, к которому идут дизайн-консалтинговые компании и студии в области промышленного дизайна. Профессор Brunel University Джон Боулт обратился в 10 таких компаний, расположенных в США и Великобритании с целью определить перспективы развития услуг этих компаний и бизнеса в целом.  далее

Контекст » Аналитика

15 декабря 2010

Материалы с конференции
1. О дизайнерском образовании. Материалы с конференции "Инновационный потенциал дизайна" | 1

Публикуем выступления "людей в теме" с конференции "Инновационный потенциал дизайна", прошедшей 15 сентября в рамках "Дней дизайна в Москве". Расшифровка стенограмм предоставлена Сергеем Ивановичем Серовым. Выступления в первой части: Анна Жирякова, Московский институт электронной техники в Зеленограде. Вероника Барышева, МГХПУ им. Строганова. Ирина Карцхия, ректор негосударственного учебного заведения "Институт дополнительного профессионального образования, «Школа дизайна и эстетики». Дмитрий Черепков, компания «NAYADA», производитель офисной мебели и перегородок. Ахтунг! Много букв, неподготовленным не читать!  далее

Контекст » Интервью

КОНКУРСЫ

СОБЫТИЯ

самые актуальные

ГЛАВНОЕ

самое актуальное

01.01.2016

Designet уходит в Facebook

23.12.2015

QUANTUM STUDIO – дизайн-пространство нового поколения

20.11.2015

Архитектура и обмен. В Петербурге прошли Дни финской архитектуры

17.11.2015

Натуралист. Российские предметные дизайнеры в новом кураторском проекте, Спб

17.11.2015

МОДУЛОР 2015: вести с полей + победители биеннале

12.11.2015

Премия в области современного искусства Arte Laguna: прием заявок продолжается – до 12 декабря

| контакты | реклама | о проекте | войти |