DesigNet.RU
Rambler's Top100
Интервью
Проекты
Аналитика
История
Персоналии
Личный взгляд
Законы, Документы
New product design & development
Designet на [kAk)е
контакты
реклама
о проекте


Команда Designet: наши проекты
Команда Designet: наши проекты
Друзья Designet:
Design-management
Projector-magazine
Дизайн-лекторий
ContestMakers
Simplex Noise
ProjectNext
УралГАХА
Profi2profit
Cardesign
Monitor
eazzy
Kak

АНАЛИТИКА

12 сентября 2001

Станет ли студия Лебедева №1 в российском промдизайне?

Комментариев: 1Добавить свой комментарий
08.06.2001 в своем пресс-релизе Артемий Лебедев заявил: «Через два года все будут знать нас как самую известную в стране студию промышленного дизайна».

Шутка, розыгрыш? Вряд ли. Достаточно посмотреть на пресс-релиз о разбитых лампочках, чтобы догадаться, что 3D-сканер покупают не для проектирования трехмерного десктопа :-)))

Вариант номер два: это всерьез.

Танцуем от печки

Чем занимается ArtLebedevGroup, знает каждая @. Communication design & corporate image, web-технологии, интерфейсы и т.д., и т.п. Несмотря на творческое разнообразие, специфика этого дизайнерского продукта одинакова: все проекты уникальны, особенно в части креатива. Затраченные на них усилия «отбиваются» одноразово, тиражирование решений приводит к быстрому обесцениванию самих разработок и падению рейтинга студии.

Держать высокие цены нелегко, а про их существенное повышение вообще говорить не приходится - конкуренция, однако. Плюс массовый падеж крупных интернет-проектов (основной хлеб студии) и отток инвестиций из IT. Остается снижать издержки, вести поточную обработку типовых заказов, увеличивать количество штатных и удаленных работников. Тоска.

Если существует предел роста в этом сегменте рынка, то контора, вероятно, стоит совсем близко к такому рубежу. Наглядное подтверждение версии - недавно открывшийся учебный центр Артемия Лебедева.

Витязь на распутье

Свое поле пахано-перепахано? Придется искать новые участки. Например, открывать собственное производство или начинать проектировать что-то новое. Вариант «свечного заводика» мы рассматривать не будем, как выходящий за рамки темы, а вот проектирование нас интересует.

Начнем с рынка проектирования среды. Он, несмотря на свою коммерческую привлекательность (см. результаты исследований на rudesign), очень специфичен. Технология проектирования и продаж проектов резко отличается от communication design. Почти все здесь построено на неформальных связях, личных рекомендациях, субъективных вкусах и стилях, на уже раскрученных именах дизайнеров и архитекторов. Понадобится много лет и сил, чтобы потеснить с Олимпа сегодняшних фаворитов. Сценарий «пришел, увидел, победил» здесь не действует.

Что тогда? Fashion? Крайне маловероятно - слишком узкой специализации требует, да и денег тут негусто. Дизайн-образование? Больше затрат, чем доходов. Подойдет разве что как источник кадров для основного бизнеса. Дизайн-консалтинг? Может быть, но лет так через пять-десять, когда будет кого консультировать.

«А» упало, «Б» пропало. Что осталось на трубе?

Только промышленный дизайн, он же Industrial Design (ID). А почему бы и нет? Это у нас его пока держат в черном теле, а в остальном мире ID - весьма выгодное занятие.

И это единственная разновидность дизайна, потенциально позволяющая получать не только разовую оплату за контракты, но и потиражные отчисления! Копейки (лучше центы), капающие с каждого экземпляра промышленного изделия, при массовом производстве сливаются в полноводные реки. В этом бизнес ID аналогичен разработке софта, производству хитов и блокбастеров.

К тому же, не видно ни одного конкурента на горизонте! Заманчиво, не правда ли?

Гладко было на бумаге...

Интересно, почему же до сих пор никому в России не удалось по-хозяйски развернуться в столь перспективной области? Да потому что отечественный промдизайн как тот неуловимый Джо из анекдота: незачем ловить беднягу - никто и не ловит.

Главная причина: заниматься краткосрочными финансовыми спекуляциями и торговлей в России до сих пор выгоднее и безопаснее, чем производством. Т.е. нет реального заказчика на ID, во всяком случае пока. Технологическую отсталость отечественного производителя обсуждать не будем - это другая сторона той же медали.

Низкий платежеспособный спрос основной массы населения - тоже факт общеизвестный. Добавьте сюда воспитанные совком вкусы: чтобы пестренько, с позолотой и цветуями, да подешевле. Способен ли такой потребитель платить за качественный дизайн? Вопрос риторический. Для него IKEA - уже нечто запредельное. В крайнем случае он напряжется и подкопит деньжат на что-нибудь с фирменным логотипом на передней панели. Не потому что дизайн его привлек (кто ж в нем разбирается?), а потому что по ящику твердят: «чувак, это круто». Есть, конечно, узкий слой платежеспособных эстетов, умеющих отличать «что такое хорошо» без оглядки на лейблы. Но он здесь не в счет. Мы ведь говорим о массовом производстве, не так ли?

Прозвучал хотя бы намек на эти очевидные обстоятельства в пресс-релизе ALG? Ничего подобного! Причину всех бед Лебедев представляет совсем в другом, во всяком случае для нас с вами. Он «переводит стрелки» на "плохих» дизайнеров.

Кадры решают все

Цитируем: «Люди, которые причастны к созданию новых вещей, работают на крупных старых фабриках и заводах, и последний раз включали свои мозги двадцать лет назад. Те, кто начал думать пять лет назад, не способны сделать ничего более интересного, чем копию дизайна, который тайваньские производители в позапрошлом году слизали с американского оригинала». О ужас! Неужели правда?

Стоп! А кто же тогда будет проектировать для Арт. Лебедева все эти ненавистные «стиральные машины и газовые плиты, магнитофоны и компьютеры, чашки и пепельницы, выключатели и приборные доски»? Нанять западных звезд дизайна вряд ли получится, и не только из-за гонораров со многими нулями. Просто никто из них не согласится работать анонимно под брэндом ArtLebedev.

«Рядовым» выпускникам серьезных западных школ работодатели «там» платят от $100 в час. Чтобы заманить кого-нибудь сюда, придется накинуть сверху процентов 100 за риск, плюс столько же за анонимность. Золотые получатся пепельницы, если допустить мысль, что выпускник лондонского Royal College of Art (RCA) согласится заниматься подобной ерундой. Ему с таким «портфолио» потом останется только застрелиться.

Неужели Сам займется, или кто-нибудь из web-дизайнеров и программистов стремительно пе-ре-ква-ли-фи-ци-ру-ет-ся? Вдруг зашлет Лебедев в Лондон, Милан иль Пасадену некую суперкоманду, что будет грызть гранит науки, а потом удивит мир невиданными формами пепельниц? Звучит правдоподобно, если не знать, что учат ID не пару месяцев, и даже не два года :)

Здесь явно не сходятся концы с концами. Впрочем, стоит ли искать логику в PR? Лучше поищем ее в реальности.

«Если бы я был директором...»

Представьте себя владельцем и арт-директором большой дизайн-студии. Приходит к Вам г-н N, постоянный заказчик. Вы ему и фирменный стиль проектировали, и рекламные кампании проводили, и web-сайт построили. Отношения сложились самые доверительные. Настолько, что клиент готов посвятить Вас в свои планы, просит компетентного совета.

Так вот, задумал он в перспективе открыть собственное производство потребительских товаров. Или просто сборку чего-либо из тайваньских комплектующих, под патриотичной вывеской «отечественного производителя». Хочется свой брэнд создать и, может быть, даже заказать разработку оригинального дизайна для своих изделий.

Заказчик просит подсказать, что нужно делать в такой ситуации, к кому лучше обратиться за проектами. Какова будет Ваша реакция? Сто к одному, что заявите:

«Секса... Простите, промдизайна у нас нет!»

Доказательства просты: «Вы знаете хоть одну такую студию? И я не знаю. Ни одного толкового специалиста в этой стране не осталось. Дисквалифицировались, однозначно». В общем, все умерли или не родились еще».

Дальше проще: «А вот мы все сделаем в лучшем виде: маркетинг, разработка и раскрутка товара в одном флаконе. Мы же такие креативные! И организация проектов тоже самая-самая. У нас офисы по всему миру - лучшие профессионалы будут работать на Вас». Цену в этом случае можно смело назначать по европейским меркам :-)

Есть еще, правда, зловредные азиаты, готовые предложить свой (действительно, не самый продвинутый) дизайн почти задаром, «внагрузку» к комплектующим. Но мы их одной левой: «Тайваньские производители (все это) в позапрошлом году слизали с американского оригинала».

Допустим, контракт подписан. Каков будет Ваш следующий шаг? Правильно: поскорей найти и нанять за скромное вознаграждение, на условиях полной анонимности тех самых, как бы «мертвых», «не существующих в природе», т.е. просто не известных широкой публике НАШИХ промышленных дизайнеров.

Ночь живых мертвецов

Что станете делать Вы, чтобы найти себе субподрядчика? Полезете в сеть в поисках координат нужных специалистов и студий, будете искать соответствующие объявления в журналах, начнете тратить деньги на рекламу в профильные издания, обзванивать друзей и знакомых насчет рекомендаций, объявите тендер? Большинство пошло бы эти путем.

Большинство, но не Артемий Лебедев. Он сделал проще и эффективнее. Его пресс-релиз для потенциальных клиентов прозвучал так: «Я могу это сделать». А для не избалованных заказами промышленных дизайнеров: «Здесь уже есть и будет работа для вас». И ни тому, ни другому адресату невдомек, что в тот момент студия не обладала, возможно, никакими ресурсами для реализации грандиозных обещаний, кроме раскрученного имени.

Зато теперь, услышав далекий гул тамтама, зомби-промдизайнеры выползают из могил, отряхивают с волос и одежды прилипшие комья земли. Они сами идут на свет ритуального костра, чтобы выполнить волю того, кто вызвал их из загробного плена. Они звонят Лебедеву, отправляют письма, шлют резюме, показывают свои работы, называют имена коллег, наводят на нужную информацию...

Дело сделано! Несколько подрядчиков с необходимой квалификацией найдутся обязательно. Особо талантливых и в штат не грех будет взять.

Ждите на ваших экранах...

Вполне вероятно, что через некоторое время публике дадут лицезреть первый промобразец. Что-нибудь из «товаров народного потребления», с уже готовой фирменной высокотехнологичной начинкой. Например, телевизор или системный блок для PC. Достаточно создать эффектную, навороченную оболочку, даже в виде макета - и вот он, повод для помпезной презентации. Чтобы клиенту показать: работа движется. И закрепить позиционирование: «самая известная студия промышленного дизайна в России».

Молчание - знак согласия?

Одно удивительно: молчание промышленных дизайнеров по этому поводу. Может быть, они смирились с фактом собственного «небытия»? Напрасно. Потом, когда рынок промдизайна у нас действительно сформируется, придется соревноваться и друг с другом, и с отечественными денежными мешками (студии на их деньги будут расти как грибы). А еще с Pentagram, Frogdesign, Pininfarina, Porsche и прочими монстрами, которые пооткрывают у нас свои представительства.

Пользуйтесь моментом! Сегодня еще не поздно успеть заявить о себе с минимальными затратами :-)

Александр Матвеев
Редактор designet.ru

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОБСУЖДЕНИЕ

  25.12.2007 |
Отличная, правдивая статья!

Возможность добавления комментариев к публикации закрыта



В ТЕМУ

22 октября 2011

Репортаж по итогам Moscow Design Week 2011, часть 2

В этой части содержится все лучшее, что было найдено нами в течение Недели. С большим количеством фотографий.  далее

Контекст » Аналитика

18 октября 2011

Moscow Design Week 2011
Репортаж по итогам Moscow Design Week 2011, часть 1

Moscow Design Week 2011, организаторы которой заранее анонсировали еще более звездный состав участников, чем в первый раз, состоялась. Делимся наблюдениями, впечатлениями и выводами: что ожидали, что получили, а чего так и не нашли. В двух частях с эпилогом.   далее

Контекст » Аналитика

25 февраля 2011

Интервью с Сергеем Смирновым об исследовании дизайн-трендов для компании LG.
Исследование дизайн-трендов для компании LG. Интервью с Сергеем Смирновым

Интервью с Сергеем Смирновым об исследовании дизайн-трендов для компании LG. - "Цели проекта были вполне конкретными – не просто рассказать о тайнах русской души, а фактически представить дизайн-стратегию компании LG на российском рынке и разложить ее по точным цветам, материалам и фактурам".  далее

Контекст » Аналитика

04 февраля 2011

Итоги исследования Brunel University: Будущее дизайн-консалтинговых компаний.  | 4

Британские исследователи попытались определить будущее, к которому идут дизайн-консалтинговые компании и студии в области промышленного дизайна. Профессор Brunel University Джон Боулт обратился в 10 таких компаний, расположенных в США и Великобритании с целью определить перспективы развития услуг этих компаний и бизнеса в целом.  далее

Контекст » Аналитика

15 декабря 2010

Материалы с конференции
1. О дизайнерском образовании. Материалы с конференции "Инновационный потенциал дизайна" | 1

Публикуем выступления "людей в теме" с конференции "Инновационный потенциал дизайна", прошедшей 15 сентября в рамках "Дней дизайна в Москве". Расшифровка стенограмм предоставлена Сергеем Ивановичем Серовым. Выступления в первой части: Анна Жирякова, Московский институт электронной техники в Зеленограде. Вероника Барышева, МГХПУ им. Строганова. Ирина Карцхия, ректор негосударственного учебного заведения "Институт дополнительного профессионального образования, «Школа дизайна и эстетики». Дмитрий Черепков, компания «NAYADA», производитель офисной мебели и перегородок. Ахтунг! Много букв, неподготовленным не читать!  далее

Контекст » Интервью

КОНКУРСЫ

СОБЫТИЯ

самые актуальные

ГЛАВНОЕ

самое актуальное

01.01.2016

Designet уходит в Facebook

23.12.2015

QUANTUM STUDIO – дизайн-пространство нового поколения

20.11.2015

Архитектура и обмен. В Петербурге прошли Дни финской архитектуры

17.11.2015

Натуралист. Российские предметные дизайнеры в новом кураторском проекте, Спб

17.11.2015

МОДУЛОР 2015: вести с полей + победители биеннале

12.11.2015

Премия в области современного искусства Arte Laguna: прием заявок продолжается – до 12 декабря

| контакты | реклама | о проекте | войти |