DesigNet.RU
Rambler's Top100
Интервью
Проекты
Аналитика
История
Персоналии
Личный взгляд
Законы, Документы
New product design & development
Designet на [kAk)е
контакты
реклама
о проекте


Команда Designet: наши проекты
Команда Designet: наши проекты
Друзья Designet:
Design-management
Projector-magazine
Дизайн-лекторий
ContestMakers
Simplex Noise
ProjectNext
УралГАХА
Profi2profit
Cardesign
Monitor
eazzy
Kak

АНАЛИТИКА

26 июля 2001

Зловредные четыре колеса

Комментариев: 0Добавить свой комментарий
Автомобили становятся большими. Узкие переулки или многополосные автострады могли бы, не меняясь в размере, принять увеличивающийся объем движения, но автомобильные концерны кажутся одержимыми идеей навязать нам как можно более крупные транспортные средства. Даже марки, традиционно избегавшие рынка полноприводных авто, теперь производят раздутые кузова, перенося на них свои стилистические приемы и фирменные знаки, чтобы добиться целого нового рынка. SUV, sports utility vehicle, является тем сектором, в который стремится едва ли не каждый изготовитель.

Когда первоначальный Range Rover запускался в производство в 1970-м, это была всего лишь нацеленнная на чуть более высокий рынок версия неприхотливого Land Rover, любимого в разных странах. За эти годы Range Rover развился в большой роскошный экипаж. Его здоровенная туша, экипированная всевозможными наворотами, прочно обосновалась в высшем сегменте рынка. Ранний Range Rover, рекламировался через «связь с землей», связку куропаток на задней двери и все такое. Но сельскохозяйственное прошлое Land Rover постепенно было задвинуто - запросы высокой моды как-то не сочетались с сельскими вкусами - и было заменено слоганом «Refinement with capability» (что-то типа: «изысканности с возможностями»).

Никто не отрицает право владельца на кожаную обивку салона, держатели для стаканчиков и приличное стерео. Мысль о том, что транспортные средства для бездорожья должны быть по-спартански неудобны - явно неправильна. Но потребность устанавливать восьмидюймовые пороги, широченные диски, ветвистые кенгурятники на радиаторах, опоясывающие молдинги, гигантские обвесы etc представляется ненужной, извращенной и эгоистичной в современной городской среде.

Да, это уже стало клише для горожан: жаловаться на избыток перенавороченных авто, с их выступающими запасными колесами, высокой посадкой и множеством боковых зеркал, позволяющих ориентироваться в стиснутом пространстве. Но, подобно многим клише, оно возникло отнюдь не на пустом месте.

Анти-SUV движение достигло головокружительных высот в США, где продажи увеличиваются год от года. Web-сайты, подобно американским «Друзьям Земли» www.suv.org, показывают отрезвляющие факты и статистику потребительской «гонки вооружений», где выживает сильнейший. Участники дорожного движения имеют серьезные основания быть напуганными: в 1996 году в США произошло 5259 аварий с летальным исходом, где легкий грузовик или SUV ударил автомобиль - 81 процент смертней произошел в обычном автомобиле. Начиная с 1990 года легкие грузовики и SUV съели дополнительно 70 миллиардов литров бензина.

Пародии и статьи на эту тему встречаются в сети повсеместно. Сайты пропагандируют изощренные формы потребительского терроризма, предлагая наклейки на бампер - «я изменяю климат» - их Вы можете тайком прикрепить на агрегат Вашего соседа. Хотя эта кампания в основном инициирована беспокойством об окружающей среде, американские страсти воспламенились еще и недавним скандалом с шинами Firestone. Злополучное соглашение о поставке шин для Ford Explorer закончилось 120-ю летальными исходами, отзывом шести с половиной миллионов шин и убытками в 1,3 миллиона долларов. Специалисты высказывают мнение, что внезапное опрокидывание было вызвано комбинацией дефектных шин и высокого центра тяжести Explorer, предоставляя новое оружие анти-SUV лоббистам.

Даже если игнорировать эти рациональные соображения, найдется еще аргумент против SUV. А именно: это оскорбление здравому смыслу, играющее на детских моделях поведения покупателя, отрицающее взаимосвязь свободы и ответственности, эксплуатирующее ложное чувство превосходства. Появилась даже тенденция к созданию все более габаритных детских колясок, которые могут разместиться только в стероидно накачанных авто!

Потребителю промывают мозги с помощью особо коварной формы маркетинга. «Красивая природа - наше драгоценное свойство» (sic!) - написано на крышке запасной шины среднеразмерного корейского вездехода. Американская реклама 240-сильного Nissan Pathfinder показывает его проносящимся по лыжному склону, с комментарием: «Не обязательно делать так. Но Вы это можете». Фактически, каждая реклама 4WD или SUV демонстрирует транспортное средство, преодолевающее красоту естественного мира: потребитель как завоеватель.

В ближайшие полтора года Mercedes, Lexus и BMW значительно увеличат свое присутствие на SUV-рынке, производя гротескные пародии на собственные автомобили: с большими шинами, увеличенной высотой и топливной прожорливостью. «Дороги соединяют людей» - сообщает BMW, добавляя, что «дороги означают подвижность. Но неожиданные препятствия бросают вызов путешественникам. Идеальное транспортное средство должно достойно встретить эти вызовы, независимо от того, насколько они трудны». Ауди, Renault и Volvo поднимают над дорогой кузова, делают обвесы из черной пластмассы, изобретают жесткие имена для их скромных автомобилей, надеясь удержать клиента, желающего чувствовать себя круче.


Jeep Liberty

SUV - только причуда? Или уже слишком поздно пытаться изменить эту тенденцию? Мы оказались как будто отброшенными на десятилетия назад, когда каждая новая модель становилась больше прошлогодней: шире, длиннее, тяжелее, мощнее. Самая последняя модель Jeep (Liberty) является истинной карикатурой на последние пять десятилетий автомобильного дизайна. Тем более раздражающей, что на 2001 Detroit Motor Show машина была представлена никем иным как Кеном Кизи (Ken Kesey), автором культовых текстов «Пролетая над гнездом кукушки» и «Электропрохладительный кислотный тест». Выбранный, вероятно, как символ возрождения молодежного бунтарского духа, Кизи громко зазывал публику отовариться.



Предшественник Liberty, концепт Willys от DaimlerChrysler, заявлен как «выразительный и свободомыслящий». С добавлением: «Jeep Willys создан, чтобы существовать в экологической гармонии с природой, соответствуя требованиям активного образа жизни. Это чисто по-американски!» Корпорация приватизирует американскую дикую природу, делая из нее очередной собственный брэнд. Возможно, это спасет обремененного долгами гиганта, потерявшего 1,75 миллиарда долларов только во второй половине 2000 г.

Jeep Wrangler, родео-транспорт Второй Мировой (кстати, созданный на базе того же Land Rover), был реанимирован в 1986 году и породил целую волну милитаризованных машин, в которых в равной пропорции смешаны «забава» и «практичность». И вот, сегодня мы имеем Hummer H2, результат ублюдочного желания потребителя прокричать о себе громче всех. Hummer - едва замаскированный гражданский вариант High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle (многоцелевое колесное транспортное средство высокой подвижности), выигравшего «Бурю в пустыне». Коммерчески доступным для гражданской публики он стал в 1991 году, стремительно превращаясь в излюбленный транспорт спортивных боссов, кинозвезд и рэперов. H2 (приглаженная и смягченная версия) дает полный комфорт любому уважающему себя «городскому воину», не способному существовать без открывающейся мягкой крыши, управляемых термостатом жалюзи на крышке капота, GPS, DVD, интернет-доступа и системы ночного видения.

Возможно, это все, что Вы должны знать: эти автомобили - игрушки. Разработанные, продвинутые на рынок и проданные почти таким же способом как Barbie или ActionMan. Все более и более затюканный автомобилист, зажатый в ежедневном трэфике, загнанный в угол ценами на бензин, измученный задержками, ищет развлечений и чувства защищенности. И находит - в устрашающем потенциале SUV. Увы, пока 4x4 - наилучший выбор для угнетенного городского «Я»...


© Jonathan Bell
www.newdesignmagazine.com, 2001
Перевод: Александр Матвеев, dn, 2001

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОБСУЖДЕНИЕ

Возможность добавления комментариев к публикации закрыта



В ТЕМУ

22 октября 2011

Репортаж по итогам Moscow Design Week 2011, часть 2

В этой части содержится все лучшее, что было найдено нами в течение Недели. С большим количеством фотографий.  далее

Контекст » Аналитика

18 октября 2011

Moscow Design Week 2011
Репортаж по итогам Moscow Design Week 2011, часть 1

Moscow Design Week 2011, организаторы которой заранее анонсировали еще более звездный состав участников, чем в первый раз, состоялась. Делимся наблюдениями, впечатлениями и выводами: что ожидали, что получили, а чего так и не нашли. В двух частях с эпилогом.   далее

Контекст » Аналитика

25 февраля 2011

Интервью с Сергеем Смирновым об исследовании дизайн-трендов для компании LG.
Исследование дизайн-трендов для компании LG. Интервью с Сергеем Смирновым

Интервью с Сергеем Смирновым об исследовании дизайн-трендов для компании LG. - "Цели проекта были вполне конкретными – не просто рассказать о тайнах русской души, а фактически представить дизайн-стратегию компании LG на российском рынке и разложить ее по точным цветам, материалам и фактурам".  далее

Контекст » Аналитика

04 февраля 2011

Итоги исследования Brunel University: Будущее дизайн-консалтинговых компаний.  | 4

Британские исследователи попытались определить будущее, к которому идут дизайн-консалтинговые компании и студии в области промышленного дизайна. Профессор Brunel University Джон Боулт обратился в 10 таких компаний, расположенных в США и Великобритании с целью определить перспективы развития услуг этих компаний и бизнеса в целом.  далее

Контекст » Аналитика

15 декабря 2010

Материалы с конференции
1. О дизайнерском образовании. Материалы с конференции "Инновационный потенциал дизайна" | 1

Публикуем выступления "людей в теме" с конференции "Инновационный потенциал дизайна", прошедшей 15 сентября в рамках "Дней дизайна в Москве". Расшифровка стенограмм предоставлена Сергеем Ивановичем Серовым. Выступления в первой части: Анна Жирякова, Московский институт электронной техники в Зеленограде. Вероника Барышева, МГХПУ им. Строганова. Ирина Карцхия, ректор негосударственного учебного заведения "Институт дополнительного профессионального образования, «Школа дизайна и эстетики». Дмитрий Черепков, компания «NAYADA», производитель офисной мебели и перегородок. Ахтунг! Много букв, неподготовленным не читать!  далее

Контекст » Интервью

КОНКУРСЫ

СОБЫТИЯ

самые актуальные

ГЛАВНОЕ

самое актуальное

01.01.2016

Designet уходит в Facebook

23.12.2015

QUANTUM STUDIO – дизайн-пространство нового поколения

20.11.2015

Архитектура и обмен. В Петербурге прошли Дни финской архитектуры

17.11.2015

Натуралист. Российские предметные дизайнеры в новом кураторском проекте, Спб

17.11.2015

МОДУЛОР 2015: вести с полей + победители биеннале

12.11.2015

Премия в области современного искусства Arte Laguna: прием заявок продолжается – до 12 декабря

| контакты | реклама | о проекте | войти |