DesigNet.RU
Rambler's Top100
Интервью
Проекты
Аналитика
История
Персоналии
Личный взгляд
Законы, Документы
New product design & development
Designet на [kAk)е
контакты
реклама
о проекте


Команда Designet: наши проекты
Команда Designet: наши проекты
Друзья Designet:
Design-management
Projector-magazine
Дизайн-лекторий
ContestMakers
Simplex Noise
ProjectNext
УралГАХА
Profi2profit
Cardesign
Monitor
eazzy
Kak

NEW PRODUCT DESIGN & DEVELOPMENT

30 ноября 2009

Изучить швабру

Екатерина с детства мечтала о вещах необычных — например, о диване, который легким движением руки можно поднять к потолку. «Потом я находила эти идеи реализованными на страницах журналов», — улыбается она. По окончании факультета экономической географии МГУ и аспирантуры Института антропологии и этнографии РАН Екатерина три года прожила в Японии. Говорит, ее всегда интересовал «феномен этничности»: на тему разницы культурных восприятий пространства и времени на Востоке и Западе она даже защитила кандидатскую диссертацию.

Вернувшись в Россию, Храмкова решила заняться чем-то кардинально новым. В 2003 г. Екатерина написала письмо Сергею Смирнову, основателю студии промышленного дизайна SmirnovDesign, что хотела бы поработать у него. Созналась, что в дизайне дилетант, «но могла бы быть полезной, например, в продвижении услуг студии». Смирнов вспоминает, что сразу почувствовал в Храмковой «мощный интеллектуальный потенциал». «Она открыла у нас новое направление дизайн-исследований, которое мы потом подхватили», — отмечает он.

В 2005 г. Храмкова выиграла грант британского правительства и уехала учиться в Лондон, а через год вернулась с магистерским дипломом в области дизайн-стратегий для создания новых продуктов.

Слепая зона маркетинга

Дизайн-исследования — вид качественных исследований, помогающих выявить потребительские нужды (эргономические, визуальные, технические), которые упускают маркетологи. Их проводят дизайнеры, наблюдающие за потребителями в полевых условиях. Дизайнер, изучающий покупателей, например, по заказу производителя швабр, может часами ходить по пятам за уборщицей, говорит Храмкова. «Впрочем, производители поверхностно относятся к разработке новых продуктов и не проводят таких исследований, — убежден Смирнов. — Из-за этого более 90% новинок не оправдывают инвестиционных ожиданий».

В 2006 г. Храмкова принимала участие в масштабном исследовании для Samsung. Стояла задача изучить эмоциональные предпочтения россиян в бытовой электронике. «Проект был сложным: такую работу мы делали впервые, пришлось разработать методологию», — говорит Храмкова. В итоге она поняла, что могла бы проводить подобные исследования сама.

В октябре 2007 г. Храмкова зарегистрировала агентство «Луминоуз». Декларировала направление — разработка новых продуктов и создание дизайн-стратегии. По словам Смирнова, расстались они не лучшим образом: например, она увела у него ведущего дизайнера Вячеслава Бондарева, посулив должность директора. Впрочем, даже став конкурентом Храмковой, Смирнов признается, что благодарен Екатерине за годы совместной работы: «Она сильный аналитик и антрополог».

Такого крепкого профессионала с конструкторскими навыками, как Бондарев, Храмковой и не хватало. Она считает его партнером, хотя у него нет доли в капитале. Открыть агентство удалось, не влезая в кредиты. Хватило $10 000-15 000 личных накоплений Екатерины. Деньги ушли на разработку сайта, логотипа, представительской печатной продукции. Первый офис арендовали в Петербурге (там живет Бондарев), в технопарке на Биржевой улице. Решили не раздувать штат, а работать в проектном режиме. Дизайнеры — творческие люди и не стоит держать их на привязи, тем более что заказы у агентства очень разные: под каждого клиента выбираются самые подходящие исполнители, объясняет Храмкова.


Эффект колготок

Через месяц поступил первый заказ от датской компании Danfoss. Компания была недовольна продажами своего бренда теплых полов в России и хотела выяснить, в чем проблема. Потом штаб-квартира Renault поручила провести дизайн-аудит визуальных коммуникаций бренда «Лада». Заказчики набирали в поисковике слова «дизайн-исследования» и «Россия» и сразу же попадали на сайт Храмковой — она сумела представить услугу в интернете.

Клиентскую базу пополнили и постоянные заказчики Бондарева. Для Московского метрополитена он несколько лет назад разработал турникеты, а в 2008 г. ему предложили провести редизайн кабин (кассиров, операторов эскалаторов и иных сотрудников). Для другого клиента, компании «Медспас», которая специализируется на медицинской технике, агентство разработало дизайн пяти аппаратов, среди которых «Реаниматор-01», используемый в МЧС. «Агентство в исследованиях учитывает много факторов, которых не замечают другие, — говорит Игорь Голубев, заместитель гендиректора “Медспаса”. — Например, кто будет пользоваться аппаратом — мужчина или женщина, на улице или в помещении». По его словам, чтобы создать правильный дизайн, Вячеслав провел много часов в операционной, в салонах машин «скорой помощи». Иногда аппарат плохо продается, а виноват может быть так называемый эффект колготок: у него есть неудобная деталь, которая цепляет и рвет колготки медсестры, объясняет Голубев. Ловлей подобного потребительского инсайда и занимается дизайнер-исследователь. В среднем услуга дизайн-исследований обходится заказчику в $20 000-25 000. Это в несколько раз дешевле, чем в западных агентствах, говорит Екатерина.

Дизайн-исследования на Западе — обязательный этап создания и вывода на рынок новых продуктов, а в России агентств, предлагающих такую услугу, пока очень мало, уверен Владимир Пирожков, президент центра промышленного дизайна и инноваций «Астра Росса». Его компания занимается такими исследованиями третий год. Она делала разработки по промдизайну для «Камаза», ГАЗа, Сбербанка. Для компании «Гражданские самолеты Сухого» «Астра Росса» создала официальную раскраску и элементы фирменного стиля самолета Superjet 100.

В 2009 г. работы у «Луминоуз» тоже хватало, и годовой оборот составил около $250 000. Компания Philips, регулярно изучающая потребительские тренды в мире, в этом году впервые включила в исследование Россию и обратилась в агентство Храмковой. Предстоит, по ее словам, проанализировать тренды в 15 сферах, включая архитектуру, еду, кино, здоровье.

Врезка:
Цифры несравнимы
«Компания Toyota, в которой я проработал много лет, тратит на промышленный дизайн от $800 млн до $1 млрд в год. А весь рынок промдизайна России – всего несколько десятков миллионов долларов в год».
Владимир Пирожков, президент центра промышленного дизайна и инноваций «Астра Росса»


Источник:

Елена Горелова
Ведомости

30.11.2009, 226 (2496)

ПОДЕЛИТЬСЯ

КОММЕНТАРИИ DN

Бизнес-издания все чаще интересуются дизайном - курс президента на инновации задает новые темы.

Цитата: "Для компании «Гражданские самолеты Сухого» «Астра Росса» создала официальную раскраску и элементы фирменного стиля самолета Superjet 100."
Коммент: Хотелось уточнить, что ASTRAROSSA разработала и реализовала раскраску самолета Sukhoi Superjet 100, предназначенную для презентации проекта - так называемой "выкатки". При поставке, каждая авиакомпания красит самолет в свои цвета. Так что насколько такую раскраску можно считать официальной, вопрос открытый. Для завода-изготовителя эта "официльная" дальше не получилась - после первого самолета, раскрашенного с участием и с титаническими усилиями ASTRAROSSA, второй и третий самолет также покрасить уже не смогли, даже имея всю документацию на раскраску.

Сайт компании Lumiknows - http://www.lumiknows.ru/

В ТЕМУ

13 августа 2009

Разработка инновационного продукта: семь поводов задуматься о будущем

Почему дизайн уходит из области эстетики в область стратегии и как использовать его инструменты для создания действительно инновационных, по-настоящему нужных рынку продуктов. Статья Катерины Храмковой.  далее

Контекст » New product design & development

03 марта 2009

Seymourpowell
Seymourpowell - формы будущего

Представляем Seymourpowell - одну из самых известных мировых дизайнерских компаний, занимающуюся не только созданием продукта но и дизайн-исследованиями. Три вопроса, приводящих заказчиков в Seymourpowell - Что мы должны делать? Почему мы должны это делать? Как мы должны это делать?  далее

Контекст » New product design & development

09 октября 2008

IDEO: инновации для людей

По просьбе журнала Identity Екатерина Храмкова взяла интервью у топ-менеджеров IDEO в Лондоне.   далее

Контекст » New product design & development

03 сентября 2008

Екатерина Храмкова
Екатерина Храмкова открывает рубрику New product design & development

Екатерина Храмкова, генеральный директор Lumiknows, открывает на Designet свою рубрику - New product design & development, которая посвящена дизайн-исследованиям в создании нового продукта.  далее

Контекст » New product design & development

30 апреля 2008

В полном фотошопе
В полном фотошопе

Советам маркетологов и консультантов компании все чаще предпочитают услуги дизайнеров. Повсеместно дизайнеры перестают "придумывать вещи" и начинают учить менеджеров правилам "телесного штурма".   далее

Контекст » New product design & development

КОНКУРСЫ

СОБЫТИЯ

самые актуальные

ГЛАВНОЕ

самое актуальное

01.01.2016

Designet уходит в Facebook

23.12.2015

QUANTUM STUDIO – дизайн-пространство нового поколения

20.11.2015

Архитектура и обмен. В Петербурге прошли Дни финской архитектуры

17.11.2015

Натуралист. Российские предметные дизайнеры в новом кураторском проекте, Спб

17.11.2015

МОДУЛОР 2015: вести с полей + победители биеннале

12.11.2015

Премия в области современного искусства Arte Laguna: прием заявок продолжается – до 12 декабря

| контакты | реклама | о проекте | войти |