DesigNet.RU
Rambler's Top100
Интервью
Проекты
Аналитика
История
Персоналии
Личный взгляд
Законы, Документы
New product design & development
Designet на [kAk)е
контакты
реклама
о проекте


Команда Designet: наши проекты
Команда Designet: наши проекты
Друзья Designet:
Design-management
Projector-magazine
Дизайн-лекторий
ContestMakers
Simplex Noise
ProjectNext
УралГАХА
Profi2profit
Cardesign
Monitor
eazzy
Kak

КОНТЕКСТ

11 ноября 2004

Дизайн в правильной Фазе

Комментариев: 0Добавить свой комментарий



Рассказывает Фёдор Беззубов, фрилэнс-дизайнер и арт-директор творческой лаборатории FazaDesign.

Израиль, как известно, географически пребывает в некоторой изоляции. Это не Европа, в соседнюю страну на поезде, или на автомобиле, не поедешь. Кроме того, население у нас меньше чем в городе Ленинграде (из которого я уехал). Тем боле удивительно, что наличествует определенный рынок для нашей профессии. Конечно, большая часть производимой продукции предназначается для других рынков. Есть ряд фирм, почти гигантов в своих областях, которые очень успешно продают во всём мире и не всегда с надписью "маde in Israel" по разным политическим причинам. Вообще, для трудоустройства, рынок очень тяжелый. Моя история в чем-то показательна. Я еще некоторое время оставался в Иерусалиме после учебы и двух лет армии, работы не было, пришлось уехать жить в Тел-Авив.
Сегодня мы плодотворно работаем, выставляемся, преподаём и, разумеется, зарабатываем дизайном, а это в нашей стране нетривиально, то есть, не само собой разумеется. Обо всём по порядку.

Начнем с учебы, почти сразу после репатриации/прибытия/возвращения - как будет угодно, мы оба, в разное, правда, время поступили в Бецалель (см. на русском правила приема и факультеты). Бецалель (Bezalel Academy of Art and Design) – это национальная академия искусств и дизайна в Иерусалиме, единственная такая в своём роде. Она была и остаётся самым престижным учебным заведением в Израиле. Вообще существуют 3 или 4 факультета в Израиле, дающих степень бакалавра дизайна, а Бецалель по составу преподавателей, художественной атмосфере и известности, самая гламурная институция. Мы оба поступили с первого раза, что не всегда происходит. Речь идет, конечно, о промдизайне.

Сейчас, 9 лет спустя, понятно, что годы учебы были непростыми по причине крайне перегруженного графика подач - количество "курсовых" намного больше, чем в подобных местах, например в Европе, и конечно конкуренции в группе. Конкуренция кстати, потом не всегда играет какую бы то ни было роль. Хэдхантеры на нашем рынке практически не существуют, и "звезды" - лучшие ученики, часто куда-то потом исчезают из сферы дизайна. Наверное, не всем хватает настойчивости, готовности работать иногда почти бесплатно, или просто понимания, что дизайн это дело твоей жизни - другого нет, чтобы прорваться сквозь такой профессиональный туман и прийти, в конце концов, к определенной профессиональной квалификации, которая есть совокупность факторов.



По иронии судьбы преподавать я стал раньше, чем работать по профессии. Я начал с технического рисунка, просто рисунка, и скульптурного подготовительного курса. Параллельно инициировал фрилансерскую деятельность с заводом детской и юношеской мебели. Так продолжалось около трех лет. Я чувствовал необходимость профессионального роста и желание заниматься промдизайном. Несмотря уже на некоторый стаж, на работу меня не брали в силу особой специфики местного рынка.



Во-первых, большинство дизайнеров здесь не являются наемными работниками, а наоборот, все независимые с точки зрения статуса люди. Только недавние выпускники некоторое время работают у кого-то (если повезёт), а потом либо превращаются во фрилансеров, либо уходят "из дизайна".

Во-вторых, большая часть самостоятельных дизайнеров выполняют также и инженерные функции, то есть проектируют изделия непосредственно до пресс-форм и осуществляют надзор за ними до конечного продукта. То есть дизайнер - не только стилист, но и натасканный технолог. Это качество приобретается годами вникания в тонкости ремесла, пребывания на заводе и изнурительными поездками в Китай. В таком качестве дизайнер, как автономная единица, гораздо полезней клиенту и к тому же размер оплаты возрастает за счет инженерной части. Из-за этого спрос на дизайнеров-стилистов как таковых очень мал. То есть я находился в ловушке. Мне нужно было знать определённую программу для проектирования, а главное хорошо знать технологию пластмассы. Самая распространенная программа у нас - Solid Works, кстати сказать.



Добавлю, что единственная настоящая индустрия, существующая в стране - это индустрия пластмассы и еще мощная инфраструктура high-tech. Израиль - это одна из ведущих стран в этой области. Чтобы сдвинутся с мертвой точки, я месяца три просидел у одного высококвалифицированного дизайнера-проектировщика бесплатно, учась проектировать и изучая S.W. Потом он стал мне платить, еще позже мне удалось устроиться работать в компанию Z.А.G Industries, производящую в основном ящики для инструментов и занимающую чуть ли не 60% американского рынка по объему продаж. Для интересующихся вот адрес: www.zag.co.il

Финансовый успех этой фирмы изучают в университетах. Сегодня она куплена известной фирмой "STANLEY". Для наёмного дизайнера здесь - без преувеличения - лучшее место работы. В этой компании я проработал около трех лет. Был получен большой опыт: работа на разные рынки, взаимодействие с инженерами, понимание технологических процессов и того, как функционирует вообще экономика и, главное, у меня вышли несколько "моих" изделий. На некоторые даже записан патент на моё имя. Часть этих предметов можно увидеть в нашем сайте: www.fazadesign.com



По какой-то странной причине весь рынок трудоустройства и добывания проектов в среде дизайнеров делится слэнгово на "электропластмассу" и "DIY". DIY это аббревиатура: "do it yourself". То есть проекты - это либо оболочка, содержащая в себе электронику, либо вещь полая, так сказать. Все эти годы мы подвизаемся в обеих областях, сегодня тоже, в рамках Фазы, вместе и по отдельности.



Еще один пример - мой партнер, друг и соавтор - Антон Зубатов (на фото вверху), в начале своего пути, много работал в выставочно-маркетинговой области. Это стенды, упаковки и коммерческие выставки. В этом жанре очень тяжело вырасти и тяжело вообще не растратить всё творческое, что в тебе есть. Поэтому, как и я, созрев, и осознав необходимость внедрения в область проектирования пром. изделий, устроился работать в только что открывшуюся фирму наших друзей дизайнеров, где работает и по сей день. Они занимаются соответствующими жанрами жизнедеятельности суперпрофессионально и с уклоном в технологию, опять-таки: www.quntz.com

Сейчас я уже около двух лет - независимый дизайнер. Работаю "из дому", всё необходимое - это пара компьютеров и электронный штангенциркуль. Мешает только близость кровати. Клиенты есть, есть и неплохой тыл, я продолжаю преподавать в нескольких учебных заведениях. С этого года мы оба начинаем работать в алмаматер (Бецалеле), это для нас очень символично, в чём-то это означает признание, то есть это результат деятельности ФАЗЫ последних 4-5 лет.
Мы познакомились во время учебы, Я был на третьем, а Антон на первом курсе, поводом были общая страна исхода и курьёз с фамилиями. Нашим третьим компаньоном в определённом смысле является моя жена Лиза Листвинская, курирующая графические аспекты и иногда выполняющая функции куратора или эксперта: www.fastmood.com. Сошлись ближе и начали работать с Антоном вместе уже после учебы, FAZA возникла в 1999 году.



ФАЗА - это, прежде всего, творческая лаборатория не ограниченная узкими жанровыми рамками. По сути дела ФАЗА - это противовес нашей профессионально-комерческой деятельности. Не хочется "сесть и засохнуть" за проектированием. Существует душевная потребность придумывать/создавать предметы среды обитания: мебель, освещение, аксессуары. Этой сугубо культурной деятельностью (в наших условиях абсолютно некоммерческой) мы и занимаемся в ФАЗЕ. За последние 5 лет ФАЗА участвовала в ряде международных выставок. Большая часть выставки израильского дизайна. Верона, Франкфурт, Прага, Нью-Йорк, Дома тоже. В середине 2005 года у нас запланирована персональная выставка.
В этом январе должна пройти неделя дизайна в Тель-Авиве, мы намерены принять активное участие в этом событии. Мастерская у нас в самом центре города и одновременно рядом с домом каждого из нас. Два, три дня в неделю мы там работаем, иногда устраиваем что-то вроде хепенинга. Вот в январе мы продемонстрируем некие "штудии" (как бы анонс персональной выставки) и привечаем нашего друга дизайнера с демонстрацией его работ. Надо сказать, что сегодня наша художественно-культурная работа - в какой-то мере главное, чем мы заняты. Мы строим таким образом себя, своё имя. Всё успеть трудно, бывает, что придумываешь стул для выставки, клеишь его, зачищаешь и всё это за счет заработка.
Может быть, повторюсь, но ФАЗА это такая особая территория, где мы хозяева и создатели, никто другой не может нам помешать делать то, что мы захотим и как захотим. ФАЗА функционирует и как коммерческое предприятие тоже, но главное в нём - это свобода замысла.

В адрес designet.ru хочу сказать, что с большим удовольствием всякий раз захожу, читаю (на родном языке), и обогащаюсь информацией. Самый мой любимый site на сегодня, а главное профессионалный. Теперь уже Мы - желаем успеха - будем рады новым контактам. Будем рады ответить на вопросы, если таковые возникнут.

Контакты:
Фёдор Беззубов
feodor@fazadesign.com
www.fazadesign.com

 

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОБСУЖДЕНИЕ

Возможность добавления комментариев к публикации закрыта



В ТЕМУ

10 июня 2015

Интервью с Александрой Саньковой, Директором Московского Музея Дизайна

В этом году Московскому музею дизайна исполняется три года. За это время он из проекта «музея на колесах» превратился в известную институцию: организовал 5 выставок, которые посетили почти полмиллиона человек, снял цикл документальных фильмов о дизайне, и, в конце концов, остался без постоянной площадки. Вопреки всему музей дизайна продолжает делать одни из самых громких проектов в сфере культуры и не намерен останавливаться.  далее

Контекст » Интервью

08 сентября 2014

Студенты Британки курса Product Design прошли стажировку в Испании на SEAT

В июле победители конкурса «Дизайн автомобиля SEAT будущего», студенты курса Product Design, Алиса Минкина и Алексей Жуков, проходили стажировку в дизайн-центре SEAT в Испании, где в течение одного месяца смогли познакомиться с тонкостями работы дизайнеров SEAT. Полные энтузиазма и приятных впечатлений, ребята решили поделиться своими историями и рассказать о том, как проходила их стажировка.  далее

Образование » Взгляд изнутри

10 июля 2014

Не просто стул и не просто стол. Взгляд дизайнера

Рассказ Кати Клецкой о посещении шведских мебельных фабрик Offecct и Karl Andersson. "Обе компании стремятся к развитию, но судьбы их совершенно не похожи: Offecct обладает недюжинным аппетитом и амбициями, в то же время Karl Andersson остается тихим семейным производством."  далее

Контекст » Личный взгляд

05 марта 2014

Юрий соловьев. Король дизайна. Часть 2

Последнее при жизни большое интервью с Юрием Борисовичем Соловьевым, основателем и директором ВНИИТЭ – "Империи дизайна в СССР", (продолжение) опубликованное в журнале "Итоги" 27 мая 2013 года. Как делался дизайн в СССР – от первого лица.  далее

Контекст » Персоналии

05 марта 2014

Юрий Соловьев. Король дизайна. Часть 1

Последнее при жизни большое интервью с Юрием Борисовичем Соловьевым, основателем и директором ВНИИТЭ – "Империи дизайна в СССР", опубликованное в журнале "Итоги" 20 мая 2013 года. Думаю, читатели нашего сайта давно знают, что в советские времена дизайна в стране было гораздо больше, чем сейчас...  далее

Контекст » Персоналии

КОНКУРСЫ

СОБЫТИЯ

самые актуальные

ГЛАВНОЕ

самое актуальное

01.01.2016

Designet уходит в Facebook

23.12.2015

QUANTUM STUDIO – дизайн-пространство нового поколения

20.11.2015

Архитектура и обмен. В Петербурге прошли Дни финской архитектуры

17.11.2015

Натуралист. Российские предметные дизайнеры в новом кураторском проекте, Спб

17.11.2015

МОДУЛОР 2015: вести с полей + победители биеннале

12.11.2015

Премия в области современного искусства Arte Laguna: прием заявок продолжается – до 12 декабря

| контакты | реклама | о проекте | войти |