DesigNet.RU
Rambler's Top100
Российские
Международные
Конкурсы, организованные Designet
Заказать конкурс
контакты
реклама
о проекте


Команда Designet: наши проекты
Команда Designet: наши проекты
Друзья Designet:
Design-management
Projector-magazine
Дизайн-лекторий
ContestMakers
Simplex Noise
ProjectNext
УралГАХА
Profi2profit
Cardesign
Monitor
eazzy
Kak

КОНКУРСЫ, ОРГАНИЗОВАННЫЕ DESIGNET

21 мая 2011

Как повысить свои шансы на победу в конкурсе «Пермская мебель». Часть 6

Комментариев: 2Добавить свой комментарий

Спускаемся с небес высоких конкурсных целей, имен мировых звезд дизайна, зарубежных аналогов и источников вдохновения на землю, в реальную жизнь. Сегодня мы поговорим о контексте, в который предстоит встроиться конкурсным проектам при реализации — нас интересует история и культура Пермского края, быт и нравы населяющих его людей.

Не станем никого утомлять цитатами из учебников по истории и географии, а отошлем тех, кто не знает вообще ничего о Перми, к нескольким источникам, которые стоит хотя бы бегло посмотреть, прежде чем предлагать пермякам свои дизайнерские решения:
- Пермь в Википедии,
- Пермский край в Википедии,
- Урал в Википедии.

Мы же попробуем добавить отдельные штрихи к портрету города и края, благо не чужие ему люди, многое знаем и видели изнутри (и, пользуясь случаем, передаем привет всем пермским друзьям, кто нас читает). 

images: image_1

От железнодорожного вокзала Пермь II пути разветвляются в две стороны. Один продолжает Транссибирскую магистраль в Екатеринбург (около 6 часов на поезде), а другой через станцию Пермь I идет в северные районы Пермского края. Забавная деталь здания, существующая, наверное, с момента постройки: надписи "Тоннель", означающие, на самом деле, выход пассажиров к поездам слева и справа. 

images: image_14

А это уже вокзал Пермь I. 

images: image_15

Так выглядит центр Перми. Фонтан перед Драмтеатром (на фото) примечателен историей своего появления. Есть легенда (и она похожа на правду), что при его строительстве в 70-е годы был использован один из красивых уральских поделочных камней (название выпало из головы, да оно и не важно). Важно то, что камень уже на тот момент стал редким, дорогим и применялся исключительно для сувениров. А тут им облицевали всю центральную часть фонтана. Так вот, чуть ли не на следующую ночь после открытия весь это камень исчез, т.е. был кем-то сколот и увезен. Был громкий скандал, но преступление так и осталось нераскрытым.

Хотелось бы верить в скорое изменение нравов, но мы-то знаем, что это дело упорной работы длиной в десятилетия. Так что фактор стойкости к вандализму и хищениям при разработке уличного оборудования нельзя сбрасывать со счетов. Нечто субтильное или дорогостоящее (что можно легко утащить себе на дачу) здесь не выживает. Не стоит слишком переживать по данному поводу - лучше просто принять к сведению при разработке.

images: image_5

images: image_10

Пермь - один из немногих городов, сохранивших в центре огромные незастроенные, но архитектурно распланированные пространства, пусть и не слишком уютные. Особенно в холодное время года. Кстати, о климате. Он здесь заметно более суров, чем в Москве: зима холоднее и дольше, а лето, как правило, жарче. А зимой сугробы в человеческий рост - вообще норма жизни, особенно в городах, находящихся севернее Перми. И это тоже необходимо учитывать, создавая городскую мебель.

images: image_6

Тоже центр. Значительная его часть занята хрущевками. А лес на заднем плане - это уже другой, низкий берег Камы, где нет высотной застройки. Вообще, Пермь - один из самых странных по планировке городов. Фактически, это не город в его классическом понимании, а довольно компактный исторический центр плюс растянутый на десятки километров конгломерат различных поселков при заводах, расположенных по обеим берегам вдоль реки. Пространство между ними заполнено лесом, глубокими оврагами, хаотичной застройкой и промзонами. Чтобы доехать из самого северного района в самый южный, пересекая еще и Каму по одному из мостов, придется потратить полдня - в отличие от соседнего Екатеринбурга пермяки, несмотря на все старания, не сумели в советское время пролоббировать метро (город не дорос до миллиона жителей), а наземные транспортные артерии оставались неизменными чуть ли не с 60-х годов. Они стали активно строиться лишь в последнее десятилетие, но пока не решают всех проблем. 

images: image_7

images: image_34

images: image_21

images: image_25

Набережная вдоль Камы существует на достаточно коротком участке (остальная береговая линия занята преимущественно заводами) от бывшего Речного вокзала (ныне Музей современного искусства) почти до Университета.  И это место благодаря живописным видам собирает в хорошую погоду тысячи людей. Вот только присесть там практически негде - городская мебель отсутствует. Попробовали представить себе нечто, что встанет в этом месте, в этом масштабе так, как как будто оно само из земли выросло? Удалось - рисуйте и присылайте на конкурс. Победа, считайте, у вас в кармане. 

images: image_4

Современная застройка во многих местах чудовищно уродлива. Вот такая новорусская "красота" встала совсем недавно на месте исторического ландшафта и добила то, что не успели уничтожить хрущобы в советское время. Желающие полюбоваться аналогичными образцами «современной архитектуры», могут зайти на официальный сайт городской администрации. Рекомендуем захватить рвотные пакетики. Впрочем, в этом Пермь вряд ли сильно отличается от большинства других крупных городов, переживших строительный бум на фоне убогого вкуса и жадности девелоперов. Остается надеяться, что следующее поколение сроет эту дрянь к чертовой матери и сумеет поставить на ее месте что-то более человеческое. 

images: image_11

Зачем мы тут об этом пишем? А чтобы вы хорошо представляли себе то самое окружение, в котором, возможно, окажутся разработанные вами объекты для номинации №3.

Но материально-бытовой фон - далеко не самое важное. Для тех, кто понимает, гораздо важнее корни местного самосознания и культурные архетипы, приводящие (или не приводящие) в движение местную жизнь. Поэтому давайте лучше вспомним о Перми что-нибудь более интересное, что может натолкнуть внимательного и чуткого дизайнера на свежие мысли. Например то, что Пермь - это крупный промышленный центр, со времен своего основания тесно связанный с оборонной промышленностью. 

images: image_20

images: image_22

images: image_17

На фото - пермские пушки, стоящие на береговых укреплениях около Хельсинки. Впечатляет, не так ли? В 19-м веке такое количество материала могло расходоваться только на орудия выживания и самообороны. Сегодня можно без всякого ущерба для обороноспособности переплавить пушки на скамейки, стулья и туристические достопримечательнрости - почти в буквальном смысле слова.  

images: image_18

images: image_19

Но пока еще те пушки не переплавлены, и связь с промышленностью как со способностью к созданию осязаемых, мощных, порой уникальных объектов до сих пор пронизывает самоощущение жителей Перми и Урала в целом.

images: image_24

images: image_23

Другое дело, что возможностей подобного рода жизнь не слишком много подкидывала пермякам в последние десятилетия. А над всякими "несерьезными мелочами" корпеть им не так интересно - оттого современные образцы того же чугунного литья (и не только его) давно уже не демонстрируют той культуры производства. И, возможно, в этом скрыта одна из причин того, что местное производство чувствует себя сегодня не самым лучшим образом. Оно даже остановки по проекту Студии Темы Лебедева делает вкривь и вкось, со скандалами и браком

Два мира - два детства: остановка в рендере...

images: image_12

...и в реальной жизни, прошедшая непрямые пищеварительные пути местного производства.

images: image_13 

Сравнение современного и старого в Перми дает интересные поводы для размышления. Практически музейный раритет - скамейки полувековой давности в здании Речного вокзала. Есть версия, что их ремейк на базе современных технологий и материалов мог бы быть очень даже успешен. 

images: image_9

На фото - фрагмент современного канализационного люка и способа его монтажа в тротуар. Для нас это еще одно доказательство необходимости прихода настоящего дизайна в город. Дизайна, который сможет учитывать «условия собственного применения», включая особенности национальной охоты и производства.

images: image_2

Все вышеперечисленное, между тем, практически неизвестно за пределами Перми. А вот что на слуху и на виду буквально у всех за последние годы, так это активная деятельность губернатора Олега Чиркунова, решившего превратить Пермь, стоящую на самом восточном краю географической Европы, в европейский город и даже в культурную столицу

Началось все с целой серии архитектурных конкурсов с участием зарубежных и российских звезд. Их итоги пока остаются на бумаге, но сразу сильно взбудоражили общественность в Перми и далеко за ее пределами: 
PermMuseum XXI,  
на реконструкцию Пермского оперного театра,
на реконструкцию порта Пермь.
 
Генплан Перми, получивший в 2010 году Гран-при Московской биеннале архитектуры, наверное, единственный в России, разработанный зарубежным (в данном случае, голландским) архитектурным бюро: http://agency.archi.ru/news_current.html?nid=25050

images: image_8

images: image_30

images: image_29

images: image_28

images: image_27

Остальное можно пересказать в телеграфном стиле ввиду того, что информация и так всем должна быть хорошо известна. Это появление в Перми Музея современного искусства, своего Центра развития дизайна (пролоббированных, как и большинство других инициатив, начиная с архитектурных конкурсов, известным политтехнологом и арт-куратором Маратом Гельманом). 

images: image_33

Придется упомянуть скандальную букву П, которой забрендировал город Тема Лебедев, чтобы она использовалась «везде - от урн и скамеек до афиш и бланков». Кстати, не рекомендуем участникам нашего конкурса увлекаться её обыгрыванием: во-первых, многие уже отметились до вас, а во-вторых, далеко не все в Перми жалуют продукты бренд-активности московских криэйторов. 
images: image_31

images: image_16

И все-таки Пермь действительно меняется. Вот, например, скейт-парк недалеко от железнодорожного вокзала Пермь II - один из самых примечательных объектов, появившихся в Перми в последние годы. В отличие от нереализованных пока элементов генплана или нового оперного театра, это осязаемый пример позитивных перемен в городской среде.

images: image_3

Надеемся, эта информация помогла вам в осмыслении контекста конкурса «Пермская мебель» :)

Его условия: http://www.designet.ru/competition/designet-contests/?id=44964 
Официальный сайт: permdesign.com 

Еще почитать о том, как повысить свои шансы на победу:
Часть 1 
Часть 2
Часть 3 
Часть 4  
Часть 5 

ПОДЕЛИТЬСЯ

КОММЕНТАРИИ DN

Самое время рассказать всем одну историю, которая непосредственно связана и с Пермью, и, главное, с темой мебели. Слово Александру Матвееву:

«Дело было в 1992-году, когда я жил в Перми и занимался дизайнерским фрилансом, причем активно пытался контактировать с пермскими заводами на предмет заказов на промышленный дизайн. Многие помнят, наверное, что в тот момент промышленность осталась без госзаказа, началась гиперинфляция и прочие экономические катаклизмы. Местные оборонные предприятия еще с перестроечных времен предпринимали попытки конверсии, т.е. производства потребительских товаров вместо пушек и ракет, но особого успеха не снискали. 

И вот однажды я разговариваю с представителями руководства одного из заводов, которые хвастаются тем, что они купили производительную трубогибную линию и открыли участок порошковой окраски. И что теперь они хотят производить современную металлическую школьную мебель. На мое предложение разработать эту мебель они отвечают: «А все уже разрабтано. Наши конструкторы детали ракет для космоса проектируют. Какая-то школьная парта им - как два пальца об асфальт. Можем даже показать - сами увидите, какая красота.» Отчего же не порадоваться за успехи отечественной промышленности? Идем, смотрим. 

К сожалению, сфотографировать этот образец «одноместной школьной парты с регулируемой высотой и наклоном столешницы» мне не дали (дабы враги не узнали), так что придется описать словами:
- гора разнокалиберного железа, общий вес конструкции больше 15 кг - парта и тренажер для накачки мышц в одном флаконе,
- около двух десятков (!) нестандартных винтовых соединений, выточенных по спецпроекту - мало того, что это безумно дорого, что для сборки каждый раз придется вызывать бригаду тех самых конструкторов космической техники, так еще и свинтят дети эти игрушки в первый же день - к бабке ходить не надо,
- несмотря на винтики-шпунтики, в разобранном виде конверсионное изделие пермских оборонщиков не блистало компактностью - высота упаковки была сантиметров 50,
- столешница фанерована шпоном красного дерева, покрытого тонким и неровным слоем лака с подтёками - как раз отличный фон для детского творчества ножичком и шариковой ручкой,
- везде торчат острые опасные углы и, самое ужасное, в конструкции наклона столещницы есть два элемента, напоминающих тупую гильотину или промышленные ножницы для резки металла, и там не то что детскую руку - взрослую ногу можно отрубить.

Естественно, я обратил внимание собеседников на особенности их детища. И даже продемонстрировал возможности гильотины, тут же перерубив деревянный брус 40х40 мм. Сказать, что это был шок, значит ничего не сказать: у людей рухнула картина мира и вера в гениальных конструкторов космической техники. Но вера в промышленных дизайнеров пока еще не возникла, и я (пока шок не прошел) предложил срочно выкинуть на помойку их образец (все равно не пройдет сертификацию), а вместо него заказать мне проект, на который я тут же, на месте составил ТЗ, исходя из их нехитрых, в общем-то, производственных возможностей. Никакой предоплаты я не стал предлагать, т.к. в портфолио на тот момент совсем не было мебельных объектов, а попросил нормальные 5% рояти: рискуем и пьем шампанское вместе. Было получено согласие на словах, договорились при следующей встрече показать уже готовый проект без всяких промежуточных эскизов и подписать договор. 

Работа закипела. Уже через две недели состоялась вторая встреча с показом проекта: чертежи в масштабе 1:1, 3D-визуализация с помощью аэрографа, сравнительный анализ с аналогами - все как положено. К сожалению, проект не сохранился (потом поймете, почему), но внешне похож он был вот на эту модель, спроектированную финнами гораздо позднее. И даже имел ряд преимуществ: расчетный вес от 7 до 9 кг (в зависимости от материалов), 100% безопасность и расширенные возможности трансформации (при необходимости парта штабелировалась горизонтально или превращалась в мольберт), антивандальность и несъемные регулировочные узлы, раздельные места для портфеля, учебников с тетрадями и письменных принадлежностей, упаковка в коробку высотой 12 см. И даже стул в придачу.

Казалось бы, мои собеседники должны были прыгать от счастья, однако они сидели мрачнее тучи и подозрительно вяло реагировали на мою презентацию. Оказывается, буквально накануне генеральный директор предприятия (который никогда не снисходил со своего Олимпа до общения с какими-то там дизайнерами) посчитал на своем калькуляторе, во что выливаются 5% роялти при запланированных объемах производства. И тут же вызвал моих визави на ковер: они что, сволочи такие, хотят, чтобы завод платил неизвестно кому отчисления, большие, чем зарплата у него, великого и ужасного Руководителя?! В общем, мне предложили за проект сумму, на которую я смог бы купить себе одну такую парту: «Мол, вы же понимаете...» Но понимать их "проблемы» мне как-то не захотелось, потому проект был свернут в трубочку и отправлен на пыльные антресоли, где и затерялся, в конце концов. А неназванный здесь, но существующий и ныне пермский завод, в итоге, так и не стал выпускать мебель для школ. Не осилил». 

К чему этот рассказ? А к тому, чтобы участники конкурса понимали, какую инерцию приходится преодолевать и насколько масштабные необходимы изменения, чтобы дизайн, наконец, пробил себе дорогу. Понадобилось без малого 20 лет, новое руководство Пермского края, появление ПЦРД и множество других событий, чтобы местная промышленность, да и то не сама, а с подачи того же ПЦРД проявила интерес к промышленому дизайну и теме разработки мебели. Надеемся, что в этот раз дело дойдет и до качественных проектов, и до их реализации. И, естественно, сами приложим к этой реализации все усилия. 

ОБСУЖДЕНИЕ

  24.5.2011 |
После того как начинаете писать про генплан-на первом фото проект Бориса Бернаскони (Москва).Здание музейного центра в Перми PermMuseumXXI (победитель конкурса музейного центра). Голландцы к нему не причастны.
Спасибо за исчерпывающие статьи о мебели!Очень интересно!Многое узнал.
  24.5.2011 |
ААА почему нельзя удалить комментарий? Исправляюсь...)) по статье всё нормально

Возможность добавления комментариев к публикации закрыта



В ТЕМУ

28 мая 2015

Конкурс «Шестое чувство» – подведены итоги

27 мая, в ЦДХ, в день открытия выставки АрхМосква 2015, прошла церемония определения и награждения победителей.  далее

Конкурсы » Конкурсы, организованные Designet

16 марта 2015

Конкурс «Шестое чувство» – прием работ продлен на неделю

Наверняка вы всё придумали. Осталось только нарисовать. Но идея, отложенная в долгий ящик, там и осталась. Мы не напомнили, а вы забыли. Настало время вернуться к этому. Теперь у вас в запасе целая неделя. До 22 марта.  далее

Конкурсы

15 января 2015

Конкурс дизайна бытовой среды для слепоглухих «Шестое чувство» – открыт прием работ

Самый сложный конкурс, когда-либо проводимый Designet.ru. //// По заказу Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение», Designet.ru запускает конкурс дизайна бытовой среды для слепоглухих. Об этих людях дизайнеры практически ничего не знают, их специфические запросы можно сравнить с требованиями к космическому дизайну. Да, в это нужно вникать. Даже на нулевом этапе – постановки задачи для конкурса – нам пришлось привлечь команду дизайн-исследователей Lumiknows и самим участвовать в исследовании, открывая для себя новый мир. Почему дизайнерам стоит участвовать в этом конкурсе? Что нужно сделать? В чем сложность? Часть ответов – в публикации.  далее

Конкурсы » Конкурсы, организованные Designet

25 августа 2014

внешняя ссылка, откроется в новом окнеContestMakers – наш новый проект по организации дизайнерских конкурсов

Мы 8 лет занимаемся организацией дизайнерских конкурсов. Пришло время выделить это в отдельный проект. Для этого мы открываем сайт Сontestmakers.ru и страницу в Facebook. Присоединяйтесь!

Конкурсы » Конкурсы, организованные Designet

02 июня 2014

внешняя ссылка, откроется в новом окнеКонкурс «Интерьер c Mr.Doors 2014» завершен

В этом году в креативном соревновании приняли участие 211 дизайнеров со всей России. В первой номинации, нацеленной на дизайнеров интерьеров, приняли участие 177 человек, во второй, предназначенной для декораторов — 34. В итоге были выбраны три абсолютных победителя в каждой номинации, и 1-2-3 места - призеры в каждом из шести регионов, также в обеих номинациях. Впереди - июнь и церемонии награждения, которые пройдут в центрах регионов (в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске и Краснодаре). Призовой фонд конкурса - 2,315 млн. рублей, будет распределен между победителями в виде сертификатов на мебель Mr.Doors.

Конкурсы » Конкурсы, организованные Designet

КОНКУРСЫ

СОБЫТИЯ

самые актуальные

ГЛАВНОЕ

самое актуальное

01.01.2016

Designet уходит в Facebook

23.12.2015

QUANTUM STUDIO – дизайн-пространство нового поколения

20.11.2015

Архитектура и обмен. В Петербурге прошли Дни финской архитектуры

17.11.2015

Натуралист. Российские предметные дизайнеры в новом кураторском проекте, Спб

17.11.2015

МОДУЛОР 2015: вести с полей + победители биеннале

12.11.2015

Премия в области современного искусства Arte Laguna: прием заявок продолжается – до 12 декабря

| контакты | реклама | о проекте | войти |